«Я вожу «копейку»: владелец ВАЗ-2101 проехал пол-Европы

Александру даже не пришлось перекрашивать кузов

ВАЗ-2101 стал первым действительно массовым советским автомобилем. За восемнадцать лет в Тольятти собрали почти пять миллионов седанов первой серии. Многие из них живы до сих пор, но столь отменно сохранившиеся экземпляры, как у Александра – большая редкость. Можно сказать, что жизнь этих 43-летних «Жигулей» только начинается.

Александру даже не пришлось перекрашивать кузов

Справка «МК»

ВАЗ-2101, 1976 год. 4-дверный седан. Мотор 1,2 л, 64 л.с. Коробка передач 4-ступенчатая “механика”. Разгон 0-100 км/ч – 22 с.

Максимальная скорость – 140 км/ч. Расход топлива (город/шоссе) – 9,4/6,9 л/100 км». Настоящий пробег – 79 900 км.

- Саша, «копейку» перестали выпускать в 1988 году. Очевидно, ты не первый владелец этой машины. Можешь рассказать ее историю и про то, как она к тебе попала?

- Желание купить что-то из отечественной автомобильной классики возникло у меня пару лет назад. Стал шерстить объявления о продаже. Кроме «единички» на примете были «двойка» и «трешка». Также поглядывал на ранние «Нивы» и на «шестерки» первых лет – одну из них даже чуть не взял. Но в итоге попалась «копейка» 1976 года выпуска. Самое забавное, что с владельцем мы оказались знакомы. Мир тесен. Ему машина досталась от дедушки. Так что, до того, как попасть в мои руки, она всю свою жизнь провела в одной семье.

- У нее весьма необычный цвет кузова. Это оригинальная краска? Насколько комплектация соответствует заводской?

- Цвет кузова действительно редкий. В фиатовской классификации он имеет красивое название – травертин. В вазовском же каталоге этот колер значится просто, как желтый. Заводской код 240. В него покрасили небольшую партию автомобилей, выпускавшихся с 1976 по 1979 год. Причем значительная часть шла на экспорт. В Европе машины этого цвета мне попадались довольно часто, а в России я встречал такие всего два раза. Если говорить о комплектации, то да – автомобиль полностью в оригинальном исполнении, и ничего дополнительного на нем не установлено. Даже шины стоят оригинальные – И-151.

- Много сил и денег потратил, чтобы довести автомобиль до его нынешнего состояния?

- Конечно, я приложил руки, чтобы машина приобрела свой нынешний вид. Но ничего глобального. Потребовалась легкая полировка хромированных деталей, навел марафет в салоне, заменил эмблему на решетке радиатора и колпаки на колесах. На форточках стояли блокировки – я их удалил и поставил оригинальные замки.

По железу вообще ничего не делал – кузов был в отличном состоянии и никогда не перекрашивался. Потому обновлять краску я не спешу. По технике было несколько мелочей – поменял замок зажигания, отремонтировал замок задней правой двери, отрегулировал крышку багажника.

В прошлом году случилась самая большая поломка – поменял сцепление и рабочий цилиндр. В этом сезоне отрегулировал цепь с клапанами, заменил часть сальников, передние тормозные диски с колодками и задние амортизаторы. Вот и все.

Больше всего сложностей возникает с мелочами. Например, я очень долго искал блок кнопок габаритов, стеклоочистителя и освещения приборной панели - у ранних машин они были иными. В итоге после года поиска случайно нашел нужные клавиши в Венгрии. Так же долго искал родной приемник Videoton. В целом машина сейчас полностью оригинальна. Плюс я стараюсь добавить антуража – в салоне лежат книги, журналы и прочая мелочь тех лет. На лобовом стекле есть талон техосмотра 1976 года. Очень жаль, что не сохранились родные черные номера. Но я обязательно найду советский комплект тех лет.

- В интернете я насчитал порядка двухсот объявлений по «единичкам». Цены от 35 тысяч рублей до миллиона. Во сколько сам оцениваешь свой экземпляр?

- С ходу сложно сказать. В этом году мне за него предлагали 300 тысяч прямо на месте. Отказался.

- Много на ней накатал? Всегда заводилась?

- Хотя зимой машина стоит в гараже, летом езжу много. За два года я наездил на ней уже 17 тысяч километров. И с запуском проблем не было ни разу – пару раз троила первые пару секунд. А так - даже на холостом ходу работает очень ровно.

- Какие инструменты и запчасти возишь в багажнике?

- У меня стандартный набор инструментов и, само собой, компрессор. А из запчастей вожу только мелочи, вроде предохранителей, приводного ремня и лампочек. Все остальное в гараже.

- Ездил куда-нибудь за пределы Московской области? Если да, насколько комфортным было путешествие? Спина не отвалилась?

- Ездил в Тулу – один раз на фестиваль «Автострада», другой просто так, для души. Дважды был в Калуге. Но это все цветочки. Вместе с ребятами из нашего клуба Lada History этим летом мы проехал пол-Европы.

За две недели побывали в девяти странах и накатали почти 7000 км. И самое приятное, что за весь пробег не было ни единой поломки. Это факт.

Иногда было тяжело физически – особенно в жару. Да и посадка тоже не самая удобная, конечно, спина уставала. Но машины, несмотря на их почтенный возраст, держались молодцами – все выдержали продолжительное движение по трассе со скоростью 100-110 км/ч, и никто ни разу не закипел.

- Много встречал за рубежом энтузиастов советской техники?

- В это сложно поверить, но в Европе полно любителей наших машин. Особенно в Венгрии – там «Ладу» очень любят. Между прочим, местный клуб «Ветеранс Жигули» - самый большой клуб «Лады» в мире! По мере продвижении нашей колонны к ней постоянно присоединялись местные энтузиасты. В Венгрии наш кортеж уже состоял из пяти десятков автомобилей!

- Как дорого обходится ее содержание?

- Содержание совсем не затратное – гараж мой собственный, и я за него не плачу. Расход бензина не очень большой – в среднем 8 литров 92-го. Нет проблем и с расходниками – они точно такие же, как и у всей линейки классических «Жигулей». Выпускаются до сих пор и стоят недорого.

- Продолжаешь охоту за раритетами?

- Честно говоря, да. Дело заразительное. Сейчас я близок к тому, чтобы у меня появилась еще одна модель - ВАЗ-2109 из первых товарных партий. Других подробностей пока не буду говорить, боюсь сглазить.