После "чуши" Путина Минздрав отложил ужесточение правил выдачи водительских прав

Президент посчитал реформу нонсенсом

21.11.2019 в 19:51, просмотров: 12237

Государство, весьма озабоченное тем, что за руль автомобиля все чаще садятся граждане, злоупотребляющие алкоголем или принимающие наркотические вещества, но при этом не состоящие на спецучетах, решило было ужесточить медицинское обследование поголовно всех автолюбителей. И тех, кто только собирается стать водителем, и тех, кто уже имеет водительское удостоверение. Реформу получения «справок на права» планировали провести в два этапа, первый из которых должен был ударить по водителям уже 22 ноября этого года. Пока не срослось, хотя круги по воде уже пошли в виде колоссальных очередей в водительские медкомиссии, куда граждане массово ломанулись в преддверии перемен...

Что и понятно, ведь именно с указанной выше даты и курсантов автошкол, и автовладельцев, меняющих права по любым причинам, Минздрав хотел обязать сдавать дополнительные анализы — на выявление карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) и психоактивных веществ. Фишка исследований в том, что они вроде бы должны показывать степень зависимости человека от алкоголя и наркотиков, даже если он за некоторое время до тестов и воздерживался от их приема.

Однако беда в том, что если речь не идет об индивидуумах, долго и упорно употребляющих, то организм самостоятельно избавиться от малейших воспоминаний о всяких веществах или о том, что вы почти каждый вечер принимаете на грудь по 175 граммов «беленькой», может максимум через 40–50 дней после употребления и того, и другого. Думается, что большинству «анонимных алкоголиков» или курящих «шмаль» время от времени подобное воздержание вполне по силам.

Да и кто сказал, что умники из частных медицинских комиссий не найдут способа «сдавать» указанные анализы за алчущего медсправки клиента? В конце концов, добывают же они соответствующие документы из нарко- и психдиспансеров сейчас, не отправляя туда своих посетителей? Другое дело, что, учитывая только официальную цену новых исследований (около 4000 рублей), прайсы на услуги «жучков» выросли бы значительно. А гражданам, получающим все необходимые бумаги по закону, медсправка на права вылилась примерно в 8000 рублей. Учитывая все сказанное выше — дороговато выходит.

Вот во многих регионах страны перед наркодиспансерами в преддверии часа Х и выросли огромные очереди из водителей, желающих получить медсправку по старым правилам: то ли люди пытаются сэкономить (документ действителен ровно год), то ли у многих «рулевых» есть реальные проблемы как минимум с алкоголизмом, при которых исследование CDT в официальном порядке им не одолеть.

К счастью, дикие очереди перед медучреждениями заметили на самом верху. Во время своей вчерашней поездки по первому Московскому центральному диаметру Президент РФ Владимир Путин заявил буквально следующее:

— Чушь какая-то просто. У нас минимальный размер оплаты труда 11 280 рублей. Такую зарплату получают 3 миллиона 200 тысяч человек. А сколько миллионов людей возле этой цифры — чуть побольше. И 5000, если надо отдать за справку, — это что, ползарплаты, что ли?..

В итоге самым чудесным для российских автовладельцев образом с новацией решили повременить — министр здравоохранения Вероника Скворцова уже подписала соответствующий приказ. Правда, Минздрав не категорически отказывается от своей же инициативы, а лишь берет паузу, чтобы «дополнительно проанализировать методы, которые используются для медицинского освидетельствования, чтобы обеспечить их эффективность при адекватном ценообразовании в регионах». Иначе говоря, медики, скорее всего, изыщут, как снизить стоимость дополнительных анализов, и вновь погонят на них водителей. Увы, но и это еще не все.

Совершенно не исключено, что проходить водительскую медкомиссию по новым правилам, когда они вернутся, многим гражданам придется не один раз — и это второй этап реформы медобследования шоферской братии. МВД и Минздрав подготовили поправки в ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которым будет создана единая электронная база, куда будет вноситься информация о водителях, приобретших медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами до истечения срока действия водительского удостоверения.

Фото: abmrsk.ru

То есть пришел гражданин в поликлинику пожаловаться на вдруг открывшиеся проблемы со здоровьем, а они показались врачу несовместимыми с управлением транспортным средством (таковых насчитывается 10 и еще 9 считаются, так сказать, пограничными, при которых управлять авто можно при выполнении ряда условий).

И доктор должен будет зафиксировать свои сомнения во вновь создающейся базе, после чего страждущему будет предложено в обязательном порядке в течение месяца пройти внеочередную водительскую медкомиссию. И если заболевание подтвердится либо водитель проигнорирует требование провериться, информация об этом уйдет в МВД, которое автоматически аннулирует права.

Насколько серьезно столь дорогостоящий для простых людей подход к повышению безопасности дорожного движения повлияет на аварийность в стране, сказать сложно. Но вот статистики, свидетельствующей о влиянии на аварийность граждан, управляющих авто с медицинскими противопоказаниями, мы, как ни пытались, так и не нашли.

Хотя, конечно, неадекватных водил на отечественных дорогах хватает...

 

 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Как рассказал известный доктор, профессор кафедры психиатрии и наркологии Первого МГМУ им. И.М.Сеченова Юрий Сиволап, обязательная сдача водителями анализа крови на CDT при замене прав проводится в интересах бизнеса, с помощью которого будут зарабатывать определенные люди:

— Сам по себе метод определения алкогольной зависимости на основании уровня фермента CDT в крови более чем сомнителен. Во всем мире он признан недостоверным, выдающим большое количество ошибок. К тому же метод весьма дорогостоящий, что делает его совершенно нецелесообразным ни с каких точек зрения. Допустим, что у человека обнаружили какое-то количество фермента. Ну и что? Возможно, вчера был день рождения жены — и человек немного выпил. У нас, в конце концов, не Саудовская Аравия и не Арабские Эмираты, в России полная трезвость не является всеобщей социальной нормой. И многие потребляют алкоголь в умеренных дозах, что вовсе не означает, что они алкоголики. А такой подход отстраняет людей, которые умеренно принимают алкоголь, от управления транспортными средствами.

— Существуют ли какие-нибудь нормы потребления алкоголя, которые не вызовут повышения этого фермента в организме?

— Не берусь определить норму, поскольку не являюсь автором методики. Однако скажу, что речь скорее о качественной реакции, чем о количественной. То есть любые дозы алкоголя могут дать положительный результат. Или, что самое ужасное, ложно-положительный результат. В то время как само по себе обнаружение этого фермента ни о чем не говорит — это информация, не имеющая диагностической ценности.

— Наверняка есть и заболевания, которые могут влиять на количество этого фермента в крови?

— Разумеется. Он может повышаться при определенных метаболических нарушениях, нарушениях обмена веществ, например, при сахарном диабете. Да и вообще, ложно-положительные реакции могут быть даже у людей, которые вообще не пьют. Подобные обследования при получении прав противоречат мировой практике, такого нигде нет. Это бессмысленно. Это способ очередной раз залезть в кошельки граждан. Ни в одной стране мира данному тесту не придается большого значения, ибо любой ученый знает, что тест недостоверный. У нас же пытаются сделать на нем капитал.

— Можно ли хотя бы примерно предположить, какое количество людей на основании этого теста может лишиться права управления транспортными средствами?

— Я не могу назвать точных цифр, но думаю, что это немало людей. Если принять во внимание хотя бы тот факт, сколько у нас пациентов с сахарным диабетом, метаболическими нарушениями и принимающих алкоголь в небольших дозах. Ведь безопасных доз алкоголя, которые бы гарантированно не дали превышения CDТ, не существует. К тому же эта высокая финансовая нагрузка на граждан в непростое для страны и общества время не имеет никакой социальной пользы.