Автопром попросил Путина о закупках машин на пять лет вперед

"Ни в коем случае не лимузины"

Представители автопрома предупредили Владимира Путина, что экономика уходит в пике. По словам директоров крупнейших предприятий, спрос на их продукцию катастрофически упал, цепочки поставщиков разорваны, банки прекратили выдавать деньги. "Нынешняя ситуация в экономике сложнее, чем в 2008-2009 гг, когда был мировой финансовый кризис", - согласился с ними президент, отметив, что  эпидемия существенным образом ограничивает деловую активность внутри страны, чего раньше не наблюдалось.

"Ни в коем случае не лимузины"

Владимир Путин уже не первую неделю проводит отраслевые совещания, и видно, как оптимизм их участников тает день ото дня. Если в начале трудности назывались временными, то сейчас у представителей отраслей складывается устойчивое впечатление, что коронавирусный кризис - это всерьез и надолго. А по негативным последствиям для российской экономики он может даже переплюнуть непростые периоды 2008-2009 и 2015-2016 гг. В пятницу просить о помощи пришли представители автопрома, которые в своих выступлениях обрисовали безрадостную картину, складывающуюся на крупнейших предприятиях.

Нет, работать они, в отличие от многих, не прекратили. Одни открылись еще 7 апреля, другие 13-15. Но все завязаны на смежников (в частности, у КАМАЗа их больше 2 тысяч), среди которых преобладают предприятия малого и среднего бизнеса. А их хозяйственная деятельность, как известно, заморожена. Кроме того, смежники находятся в разных регионах, и режимы ограничений там тоже разные. Но производственная цепочка одна, и в таких условиях функционировать в нормальном режиме она не может по определению.

"История может уйти в пике", - предупредил владелец компании, производящей УАЗ, Isuzu, Mazda и Ford, Вадим Шевцов. Он сообщил, что крупные банки "выключили режим выдачи денег и закрыли лимиты". "Наша потребность в оборотных средствах составляет 3,5 млрд руб на май. Мы не рассчитываем на поступление денег от розничных продаж, поэтому надеялись пережить этот период за счёт банковских лимитов. Оказалось, зря надеялись", - посетовал предприниматель.

По словам гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина, в последний месяц резко снизилась покупательская способность, и внутренний спрос находится в критическом состоянии. Если в первом квартале рынок сократился на 15%, то за три недели апреля по ряду сегментов падение продаж превысило 90% по сравнению с уровнем прошлого года. "Остановлены практически все экспортные продажи", - подчеркнул он.

В сложившейся ситуации автопром может рассчитывать только на поддержку государства. Представители отрасли попросили президента провести опережающие закупки автотехники госорганами.

Предприниматели хотят, чтобы МВД, Росгвардия, Минобороны, Почта России и другие ведомства закупили машины, которые они планировали приобрести в 2021, 2022, 2023 и 2024 годы, уже во втором квартале текущего года. 

"Я бы предложил пока остановиться на 2022 годе! - поспешил вставить свои пять копеек глава Минпромторга Денис Мантуров, - Ведь мы пока не понимаем, как проживем даже этот год".

Однако сама по себе инициатива автопроизводителей признана справедливой и правильной. Силовики, по словам Путина, в этом году дополнительно приобретут у отечественных предприятий  25 тыс новых машин. Такое решение уже принято. Другим ведомствам президент поручил контролировать, какие именно автомобили они закупают. "Органы госвласти, госкомпании должны приобретать технику, необходимую для работы, но ни в коем случае не иностранные лимузины", - подчеркнул он.

Среди других мер поддержки отрасли ВВП назвал закупку автомобилей в рамках нацпроектов, а также льготный лизинг и льготное кредитование. Причем, на них смогут рассчитывать не только производители, но и, например, кашеринговые компании, которым Путин пообещал 2,5 млрд руб "на льготные лизинговые механизмы" для обновления парка.

Спрос на легковые автомобили, по мнению президента, можно поддержать за счёт предоставления скидки участникам программ автокредитования "Семейный автомобиль" и "Первый автомобиль". Молодые или многодетные семьи, решившие приобрести продукцию отечественного автопрома, получат возможность уменьшить свой авансовый платеж на 10%. "На финансирование таких программ предлагается дополнительно направить 7 млрд руб и тем самым повысить их доступность для наших граждан", - заявил ВВП.

Автопроизводители, в свою очередь, пообещали оперативно наладить выпуск техники, востребованной в условиях эпидемии ковида. Это не только скорые помощи и реанимобили, но и техника для дезинфекции улиц.

"Готовы поставить ее регионам в необходимых объемах и в различной модификации", - сообщил директор КАМАЗа. В свою очередь на ГАЗе разработали противовирусные модификации автобусов. По словам главы компании Вадима Сорокина, они будут оснащены антибактериальным поручнями, кварцевыми рециркуляторами воздуха, сенсорными приспособлениями для дезинфекции рук и бесконтактными кнопками "остановки по требованию". Заказы на них можно будет оформить, начиная с конца мая.

Читайте также: Власть готовит ограничения на майские праздники