Предложены новые правила сдачи экзамена на водительские права: кнут и пряник

Плюсы и минусы

МВД сделало важный шаг к окончательному отказу от площадки при приеме экзаменов на права. Ведомство разместило для общественного обсуждения проект нового административного регламента по проведению экзаменов в ГИБДД. Теперь страшным сном для будущих водителей станет не сбитый в попытке заехать в бокс конус, а не вовремя зазвонивший во время испытания мобильник. Что до автошкол, то они в предвкушении новых экзаменационных реалий уже подсчитывают предстоящие убытки и запасаются валерьянкой.

Плюсы и минусы

Новые правила приема экзаменов автошколы встретили со сдержанным оптимизмом. С одной стороны, как отметили автоэксперты, экзамен на площадке из всех стран мира остался только у нас и в Южной Корее. С другой стороны, проект пока сырой и таит в себе серьезные риски финансовых потерь для автошкол.

Кому новые правила уж точно сулят сплошной позитив, так это кандидатам в водители. Шутка ли — вместо двух этапов экзаменационной нервотрепки останется лишь один. Тем более что многие ученики автошкол ругают нынешнюю двухфазную систему «площадка плюс город» именно за трудности в преодолении первой ступени. Преподавателей автошкол, в свою очередь, не устраивает, что ради оттачивания навыков они вынуждены больше половины положенного на практический курс времени тратить на занятия по «фигурной езде» на площадке. Инструкторы сами признают, что полученные на закрытом автодроме в окружении красных конусов и стоек умения в условиях реального города совершенно бесполезны.

— На практический курс дается всего 56 часов, половину этого времени мы тратим на площадку, хотя могли бы посвятить его обучению в реальных дорожных условиях, — говорит директор столичной автошколы Игорь Белавин. — На город нам практически ничего не остается.

Такой же позиции придерживаются и разработчики нового регламента.

«Школы перестанут натаскивать учеников на шаблонные упражнения на площадке и заставят будущих водителей переориентироваться на подготовку в условиях реальной дороги вне зоны заученных учебных маршрутов», — отмечает МВД в пояснительной записке к проекту.

Отмена площадки потянула за собой и новый подход к ошибкам, которые ученик может допустить на экзамене. Так, фатальным проколом по новым правилам станет непристегнутый ремень безопасности. На площадке за такое с беспечного кандидата срезали баллы, но из-за руля не выгоняли. Но в условиях реального города навык пристегиваться должен быть отработан до автоматизма. Использование во время движения мобильника тоже станет основанием для прекращения экзамена.

А вот что представителей автошкол действительно расстроило и напугало, так это отсутствие четко прописанного статуса экзаменатора в новых правилах. Если будущий водитель на экзамене ненароком попадет в ДТП, кто будет отвечать? Ведь в подавляющем большинстве регионов экзамены сдаются именно на машинах автошкол. Зацепить чужую иномарку, пытаясь выполнить параллельную парковку в городе, и сбить пару конусов на площадке — по финансам явно не одно и то же.

— По закону ученик ответственности за нарушения и аварии не несет, так как у него нет прав, — объясняет Игорь Белавин. — И экзаменатор такой ответственности тоже не несет, поскольку его статус вообще не прописан. На практике ДТП во время экзаменов случаются и сейчас, хотя с полным переходом в город их будет в разы больше. На группе разбора виновником аварии в таких случаях признается ученик. Но штраф ему нельзя выписать из-за отсутствия прав.

Автомобиль пострадавшего в такой ситуации будет восстановлен по ОСАГО. Ну а экзаменационного железного коня автошколе придется чинить за свой счет. Выход из неприятной ситуации лежит на поверхности: потенциальные убытки автошколы просто размажут по стоимости услуг для учеников.

Еще один потенциально опасный пункт в новых правилах — возможность присутствия в машине на экзамене представителя автошколы и других кандидатов в водители. С точки зрения экономии времени все логично: незачем всякий раз возвращаться в начальную точку маршрута. Один завалил, поехал следующий. Но в случае серьезного ДТП непонятно, кто будет платить за вред здоровью таких пассажиров. Автоэксперты уверены, что такие тонкости необходимо прописать в правилах до того, как неопытные ученики выедут на дороги общего пользования. Кроме того, если раньше экзамен в городе для одного ученика длился 15–20 минут, то теперь из-за отмены площадки и необходимости выполнять упражнения в городе он растянется до 40 минут. В каком состоянии сядет за руль последний из «экипажа» автошкольной машины и как это отразится на безопасности движения, остается только догадываться.

Видимо, понимая возможные риски для безопасности и самого будущего водителя, и окружающих, МВД оставило в практически неизменном виде экзамены хотя бы для вождения мотоциклов, мопедов и квадроциклов. У них испытания на закрытой площадке сохранятся. Изменится только список навыков, которыми надо удивить инспектора ГИБДД. Например, экзамен на подкатегорию «В1» (квадроциклы и трициклы) дополняется проверкой у кандидата навыков торможения и остановки при движении на различных скоростях, включая экстренное торможение, а также движение задним ходом по прямой.

Для кандидатов в водители остальных категорий представители автошкол предложили компромиссный вариант: оставить площадку хотя бы для одного задания. Например, тронуться с места и проехать по прямой или сделать разворот в ограниченном пространстве. Такие легкие упражнения помогут хотя бы отсеять откровенно неадекватных учеников, которые запросто могут перепутать газ с тормозом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28363 от 14 сентября 2020

Заголовок в газете: Политика ремня и пряника