Новая система штрафов для водителей: за непристегнутый ремень накажут автоматически

Нарушения будут фиксировать камеры

В Москве начинает работать новая система контроля за нарушениями с помощью видеокамеры – водителям будут приходить квитанции на оплату штрафов, если камера зафиксирует использование мобильного телефона за рулём или отсутствие ремня безопасности. Цель проста – повышение безопасности движения! – и во многом инициатива кажется разумной: написание СМС за рулём в последнее десятилетие действительно стало серьёзной проблемой. Однако всё упирается в детали и то, как хорошая идея будет реализована на практике. Как, например, камера разберётся – включил ли водитель на смартфоне всего лишь навигатор или пытается параллельно вести диалог в рабочем чате?

Нарушения будут фиксировать камеры

«Использование водителем телефона во время движения и непристегнутый ремень теперь будут фиксировать камеры: в Москве скоро заработают сертифицированные комплексы фотовидеофиксации, которые с помощью нейросети и big data смогут точно распознавать факт нарушения», - сказано в официальном сообщении столичного Дептранса.

Сама по себе инициатива звучит достаточно здраво. Хотя официально использование мобильного телефона за рулем запрещено с 2001 года – примерно с той поры, когда мобильники стали появляться у простых смертных! – большинство водителей этим правилом пренебрегает. Ну, сколько раз приходилось слышать от фразы, от которых у собратьев-автомобилистов волосы дыбом встают? «Пока еду, успеваю два фильма посмотреть», «За рулём, но в чате буду отвечать» и так далее? Ну а истории о таксистах, которые отказывались прервать увлекательную онлайн-игру даже после замечания со стороны пассажиров, и вовсе распространяются по соцсетям со скоростью звука. Однако здесь есть нюансы: формально и игра в «шарики», и переписка в соцсетях, и включённый навигатор на экране смартфона – всё это «использование гаджетов»! Вот только между пользованием картой и тетрисом есть разница, правда? И как эту разницу разглядит камера?

Информационные карточки, которые публикует столичный департамент транспорта, поясняют: нарушением будет считаться любая ситуация, в которой водитель держит телефон в руках – вне зависимости от того, пишет ли он сообщение или на ходу вбивает в навигатор новый адрес. Штраф – 1500 рублей. При использовании «устройства, позволяющего пользоваться телефоном без использования рук» штраф не предусмотрен.

Впрочем, здесь есть и другой риск: если автомобилисты решат «прятать» телефоны на пассажирском сидении или на коленях вместо того, чтобы держать их на панели или прикреплёнными к лобовому стеклу, им придётся хоть на секунду, но отвести взгляд от дороги – и это чревато аварийными ситуациями.

Следующий вопрос – использование ремней безопасности. Множество водителей, которые пренебрегали ремнём, потому что он якобы мешает движению (или пережимает объёмный живот или пышный бюст – есть и такие оправдания!), изменяет своё мнение после однажды случившегося ДТП или штрафа (1000 рублей). Однако бывают и варианты, когда ремень попросту не виден на тёмной одежде или, например, его закрывает шарф.

В Департаменте транспорта уверяют: любые возможные сомнения будут истолкованы в пользу водителя. Однако члены автомобильного сообщества настроены менее оптимистично.

– Всё это за гранью добра и зла, - категорично высказывается координатор общественного движения «Автомобилисты Москвы» Леонид Антонов. – Пока нам не представили ни одной демонстрационной фотографии, объясняющей, как это будет работать. Машины едут в плотном потоке, снимок камеры нечёткий. Уже сейчас поток материалов с камер таков, что инспектору предоставлено всего 15 секунд для вынесения постановления (штрафовать или не штрафовать) на основании данных полученных с камеры. И я убеждён, что пока не установят персональную ответственность для тех, кто выносит постановление, это будет бесконтрольно. И в отношении ремней, и в отношении использования гаджетов: как понять, человек просто смотрит вниз, или у него там телефон? И как быть, если телефон закреплён на панели? Все эти придумывания новых штрафов, под видом борьбы за безопасность, уже давно превратились в охоту за кошельком гражданина, купившего автомобиль.  

По информации Департамента, современная дорожная камера может делать до 25 высококачественных фотографий в секунду, каждая фотография проходит анализ при помощи нейронных сетей, по заданным алгоритмам распознается признак нарушения. Поэтому «несправедливых» решений выноситься не должно. Ну а на практике – как получится…