Водителей пообещали не штрафовать в метель за "невидимую разметку"

В ГИБДД разъяснили нюансы

В московскую метель ездить по дорогам стало хуже, но при этом и веселее. Хуже — потому что на заметенной снегом проезжей части даже современные машины то и дело норовят сорваться в дрифт. А веселее — потому что, как выяснилось, невидимая под снегом разметка, если она действительно не видна, не может являться руководством к действию. И потому штрафовать за ее нарушение — если дело действительно только в разметке — водителей не имеют права.

В ГИБДД разъяснили нюансы

Мы привыкли очень нервно относиться к нынешней, весьма продвинутой по сравнению с тем, что было еще 10 лет назад, московской разметке. Еще бы: она теперь подразумевает ювелирные перестроения строго в установленных местах, а не успел — значит, нарушил: тут сплошная, тут «выделенка», тут велодорожка. А вокруг висят камеры и регистрируют нарушения. И что делать, если разметка не видна под слоем снега? Вспоминать, где тут искомая «дырка» и перестраиваться только на ощупь?

Но есть хорошая новость для водителей. Представители ГИБДД — правда, неофициально — разъяснили столичным СМИ, что постановление, вынесенное камерой автофиксации, не будет утверждено инспектором, если на снимке не видна разметка или знак, за нарушение требования которых положен штраф. А если «письмо счастья» все-таки пришло водителю, наказание можно обжаловать, ссылаясь на неразличимость разметки.

- Это правда, – подтвердил «МК» источник в столичном главке ГИБДД (официального комментария на момент выхода статьи получить не удалось). - Исключительно за нарушение правил разметки не наказывают, если разметку невозможно увидеть под снегом или, допустим, если она стерта. Но есть еще и дорожные знаки, отмечающие, например, выделенные полосы для общественного транспорта, большинство велодорожек и т.д. Поэтому невидимость разметки не может служить оправданием для езды по «выделенке» или парковки на остановке общественного транспорта: ведь саму остановку или знак «выделенки» прекрасно видно. А вот те штрафы, что система выносит за перестроение чуть раньше или чуть позже начала прерывистой линии, действительно становятся неактуальными при невидимой разметке.

Некоторые камеры автофиксации нарушений умеют распознавать запорошенную снегом разметку и перестают выносить постановления в таких погодных условиях. Однако так делают далеко не все видеокомплексы — да и выносящие постановления инспекторы могут упустить из виду отсутствующую на фото разметку. Поэтому тем, кто получил подобные штрафы, имеет смысл воспользоваться механизмом обжалования. Подать заявление нужно в течение 10 суток после вынесения постановления — так что те, кто рассчитывает на бумажную почту, могут сразу «расслабиться», письмо, скорее всего, опоздает. А вот те, кто получают электронные уведомления, могут успеть: заявление можно подать как лично в подразделениях ГИБДД, так и через портал госуслуг. Вот только явиться за результатом обжалования придется все-таки лично.

- То, как построена система обжалования постановлений о штрафах у нас — это не просто антигуманно, но и специально сделано, чтобы усугубить наказание и отбить желание обжаловать протокол, - констатирует автомобильный публицист и правозащитник Петр Шкуматов. - Напомню, что произошло недавно в Химках: там многие тысячи протоколов за «выделенку» признали ошибочными по суду, но, чтобы вернуть деньги, людям необходимо обращаться в индивидуальном порядке. Ясно, что так делают не все — и ясно же, что государство это только выгодно. Давно назрела необходимость установить процедуру обжалования протоколов такую же простую, как и процедуру их выписки.