Законопроект о проверке исправности машин на дорогах попросили заморозить

При дефиците запчастей езду с мелкими неисправностями де-факто придется разрешить

Российские общественники высказались против проверки исправности автомобилей инспекторами ДПС прямо на дорогах. Во время обсуждения соответствующего законопроекта в Общественной палате многие высказались за заморозку и переформатирование проекта: в нынешние трудные времена ни к чему усиливать давление на автомобилистов. Хотя бы потому, что эксперты уверены: при дефиците запчастей езду личных автомобилей с некритичными неисправностями придется де факто разрешить.

При дефиците запчастей езду с мелкими неисправностями де-факто придется разрешить

Слушания по поводу проекта закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка запрещения эксплуатации транспортных средств» прошли 10 марта. Значительное число участников обсуждения высказалось за «заморозку» и/или доработку проекта, созданного до наступления «новой экономической реальности», то есть санкций в отношении РФ и трудностей с логистикой. 

- Нужен баланс между интересами гражданина и общества, - отметил академик РАО, юрист Владислав Гриб. - Нужно мягкое регулирование, предусматривающее альтернативу. Предлагаю вернуться к законопроекту тогда, когда будет готово и дополняющее его постановление правительства, без которого неясны детали. Напомню, в регионах есть — и сейчас будет еще больше — не новых машин, не годится, чтобы их владельцы страдали без веских оснований.

Напомним, законопроект был разработан в дополнение к новой норме о добровольности техосмотра частных легковых автомобилей. В нем предусматривается право инспектора ДПС проверять исправность транспортного средства прямо на дороге, а при выявлении неисправности — выдавать предписание, либо, если проблема критичная (рулевое управление, тормоза, тягово-сцепное устройство для автопоездов) — запрещать эксплуатацию до устранения, то есть эвакуировать авто на штрафстоянку.

- Ежегодно фиксируется порядка 3 млн нарушений, связанных с технической неисправностью транспортного средства, - рассказывает Сергей Чипурин, начальник отдела технического надзора ГИБДД России. - Речь идет, в том числе, о самых грубых нарушениях — неисправностях рулевого управления, тормозов, фаркопа, за которые и по нынешним нормам предусмотрено задержание транспортного средства и помещение его на спецстоянку до устранения неисправности. И это совершенно справедливо, потому что при такого рода неисправностях возникает большой риск серьезного ДТП.

По словам Чипурина, рассматриваемый проект предусматривает предписание об устранении неисправности в течение 8 дней — в этот срок автомобиль должен быть предоставлен на осмотр в исправном состоянии. «При повторной остановке транспортного средства с ранее выявленной неисправностью изымается свидетельство о регистрации — мы видим, что владелец является недобропорядочным гражданином», - подчеркнул представитель ГИБДД.

В качестве примера тяжкого ДТП из-за, казалось бы, несерьезной технической неисправностью Чипурин привел недавнюю аварию вблизи Крымского моста: люди погибли, врезавшись ночью в грузовик, передвигавшийся с неисправными габаритными огнями.

Законопроект нуждается в доработке, утверждает член ОП РФ Александр Холодов — и, более того, сама необходимость его принятия сомнительна. Дело в том, что, по словам правозащитника, действующие нормы ПДД и КоАП уже позволяют налагать штраф за неисправность (ст. 12.5.1 КоАП), при повторном нарушении (если водитель продолжает движение с неисправностью) применять санкции вплоть до 15 суток ареста или 120 часов общественных работ, а опасные неисправности «пресекать» задержанием транспортного средства.

- Правила дорожного движения и так содержат список неисправностей, при которых дальнейшая эксплуатация автомобиля запрещена, - подчеркивает Холодов. - Учитывая, что вносить изменения в ПДД, за исключением принятия полностью новых Правил, запрещено, можно утверждать, что этот список стабилен, меняться он не будет.

Если законопроект будет принят сейчас, у инспекторов ДПС появятся полномочия выносить предписание к устранению неисправностей по поводу целого ряда автомобильных проблем. В частности - «ловушками» могут стать грязные либо неоригинальные световые приборы, неисправные стеклоочистители и стеклоомыватели (в том числе примерзшие к стеклу щетки или отсутствие жидкости). Поводом к предписанию (и немедленному устранению) станет хотя бы один отсутствующий колесный болт (гайка), неработающий звуковой сигнал, тонировка, неработающие замки, не функционирующий механизм регулировки положения сиденья водителя, неработающий спидометр, приводы замков дверей, противоугонное устройство, обогрев и обдув стекол. И, разумеется, плохо придется водителю без старого доброго «дорожного набора» из аптечки, огнетушителя и «треугольника» аварийной остановки.

- Обязан ли будет инспектор ждать устранения поломки, даже если это займет много времени? - рассуждает Холодов. - Это не только темное место в проекте закона, но и повод для коррупции. При том, что даже сейчас в ГИБДД откровенно говорят: да, человек с некритичной неисправностью может доехать до места ремонта или стоянки, как и зафиксировано в ПДД. Но — платно, то есть заплатив столько штрафов, сколько раз его остановят.

Интересно, что нынешняя ситуация (резкое подорожание и дефицит автомобилей и запчастей вследствие санкций) дала в руки противников «проверок на дорогах» дополнительный сильный аргумент. Не стоит сейчас нарушать стабильность и «репрессировать» беднеющих автовладельцев, которые и так испытывают возрастающие трудности. Более того — вероятно, на некоторое время нам придется смириться с не вполне исправными автомобилями на дорогах: ведь не все запчасти можно будет достать.

Дефицит уже через неделю после введения ограничений оказался существенным, - констатировали участники слушаний. Может оказаться, что через год мы увидим на дорогах машины без фар или лобового стекла не потому, что владелец не законопослушный. Нас ждут изменения приоритетов государства и граждан, нестандартные меры обеспечения безопасности дорожного движения. Потому что — не время придираться к мелким неисправностям, если транспортную работу все-таки нужно выполнять.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28740 от 11 марта 2022

Заголовок в газете: Время ослаблять гайки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру