Какие еще хитрости применяют автомобилисты, чтобы иметь под рукой «собственное» парковочное место, выяснял «МК».
Купить «кусок автохлама», едва способный передвигаться по двору — не так уж дорого, а у кого-то такие тачки из прошлой жизни остались где-нибудь на даче. Транспортный налог невелик (а если автомобиль записан на покойника и не был перерегистрирован — то и вовсе отсутствует; а на дорогах такая машина и не показывается). А самое главное — формально все чисто с точки зрения закона: никаких формальных ограничений на количество автомобилей «в одни руки» у граждан нет, как и на парковку во дворе. Если, конечно, нет запрещающих знаков.
- Конкретно в этом видео, похоже, у автовладельца есть проблема: он припаркован в непосредственной близости от трансформаторной будки или бойлерной, - комментирует юрист Алексей Голубев. - У объекта электросетевого хозяйства имеется охранная зона, это регламентировано соответствующим постановлением правительства. Но при этом вполне может быть, что штрафовать его формально не за что: охранные зоны должны быть четко обозначены маркировкой. Есть ли она на будке, на видео не разобрать. В целом же, если «разозлить» управляющую компанию, что я и посоветовал бы сделать соседям, владельца припаркованных в охранной зоне автомобилей будут наказывать. Но точно так же он может найти для себя и другое узкое место, их во дворах достаточно много.
Напомним, парковочные карманы, площадки с узостями и т. п. массово появились в Москве в начале 2010-х гг, когда при благоустройстве дворов была поставлена задача повысить их парковочную емкость. Однако с тех пор подобных задач перед планировщиками и благоустроителями не ставится (скорее, можно говорить об обратных целях). Тем не менее, в наследство от предыдущих периодов градостроительства в городе есть немало узких мест, где физически возможно «запереть» один автомобиль другим. А значит, применим и указанный способ.
Вторая уловка имеет ограниченное применение, но все-таки весьма популярна в Москве. Горожане с инвалидностью могут, как известно, подать заявку на обрудование во дворе специального парковочного места — тогда на нем водружается знак «Инвалид», и парковка на нем автомобилей, не внесенных в соответствующий реестр, запрещается. Но некоторые заявители идут дальше: на выделенном по заявке месте пишут номер своего автомобиля, «толсто намекая» на то, что это именно их место.
- Один из жителей района смонтировал на «инвалидном» месте парковочный запор-столбик, - рассказал «МК» сотрудник «Жилищника» района Щукино. - Это не положено, поэтому люди пожаловались, столбик убрали. Но теперь у него в багажнике всегда лежит складная тренога с надписью. Когда он уезжает, ставит на свое место эту треногу. И это работает: пока что никто на это место не вставал, даже когда его нет.
Здесь, вероятно, эффективнее всего именно резкое ограничение «соискателей»: вероятность, что в конкретный двор решит заехать еще один автомобиль из реестра инвалидов, не так уж велика. В остальном же - «подкараулить, пока водитель отъедет из хорошего места» остается одной из эффективных парковочных хитростей.
- Все места на парковке у дома заняты машинами, которые ежедневно ездят по городу, мамы развозят детей по школам и едут на работу, - рассказывает Ольга Григорьева из района Академический. - Всего на этой самой удобной парковке восемь мест. И вот в один прекрасный день на одно из этих мест встала старая «Волга», которая не уехала ни к ночи (как обычные «залетные»), ни наутро, ни даже через неделю. Машина стояла там ровно полгода, при этом она была с номерами, в опрятном виде, только запылилась. Никто не мог ничего с ней сделать. Потом владелец объявился, извинился за поломку и уехал. Но люди страдали несколько месяцев.
Чтобы не допускать такого «проходного двора», раньше активные автовладельцы московских дворов действовали просто: ночь, спущенные шины, аккуратно положенный на капот кирпич... Сейчас нравы вроде как смягчились, да и камеры повсюду — так что куда чаще действуют ненасильственно. Например, освободившееся ближе к вечеру хорошее парковочное место стерегут члены семьи, уже вернувшиеся домой пораньше, чем автовладелец. «Часто прошу 15-летнего сына застолбить мне парковку, когда выезжаю с работы, - рассказала сотрудница кинопродакшна Оксана. - Он смотрит из окна, что там происходит, и когда освобождается место, бежит туда, встает и не пускает других припарковаться. Если надо, притворяется неадекватом — с ним не связываются».
Аналогичные истории известны и, наоборот, с пенсионерами: пожилые женщины стерегут хорошие места для своих детей, отгоняя других автовладельцев (кроме, конечно, заведомо агрессивных: здоровье дороже!). В это же время юридически подкованные жители (особенно причастные к правлению ТСЖ или совету дома) пытаются организовать во дворе платную («клубную») парковку, обогащающую дом и лично инициаторов. А городские власти тихо смотрят на это и готовы начать наводить порядок. Который, конечно, снова никому не понравится.