Россиянам выдают “права” нарушителя

Экзаменационные билеты ГИБДД противоречат Правилам дорожного движения

 “Мы не можем хоронить такое количество людей из-за того, что у нас так организован процесс дорожного движения”. Эти слова Президента РФ Дмитрия Медведева прозвучали на совещании по проблемам безопасности дорожного движения 6 августа. Он напомнил, что в этом году на дорогах России погибли 11 тысяч человек, 110 тысяч были ранены.  

К ежедневным сообщениям о крупных дорожных авариях мы привыкли, как к сводкам погоды, они непременный атрибут всех новостных выпусков. Как изменить ситуацию? Какие меры должны стать первоочередными? С такими вопросами “МК” обратился к эксперту общественного движения автомобилистов “Свобода выбора”, преподавателю одной из столичных автошкол Науму Дымшицу. И оказалось, что даже экзаменационные билеты в ГАИ подталкивают будущих водителей к нарушению правил движения…


— Бардак на дорогах начинается с Правил дорожного движения (ПДД). У нас они имеют массу несуразностей. Водитель иногда просто вынужден их нарушать. К примеру, всем известно, что выезд на полосу встречного движения чреват тяжкими последствиями. А в билетах, утвержденных Департаментом дорожного движения МВД РФ, по которым вы сдаете экзамен в ГАИ на право управления транспортным средством, есть четыре вопроса, касающиеся правил обгона. Во всех четырех будущим водителям говорится, что для обгона они должны выезжать на встречную полосу. Причем это делается без разъяснения, что за дорога, где можно так поступить… В результате люди видят только голый текст, и у них в голове вырабатывается четкий стереотип: для обгона можно выехать на встречную полосу.  

— Выходит, если инспектор остановит меня на встречной полосе, я могу предъявить ему билеты и сказать: “Как учили, так и езжу”?

— Вот именно. Масса вещей в билетах вообще неэтична. Их авторы, например, абсолютно пренебрегают требованиями “Уступи дорогу”. В ряде задач есть такой ответ: можно ехать, если вы не создадите помех приоритетному транспортному средству.  

Вспомните задачку: узкий мост, грузовой автомобиль разъезжается одновременно с мотоциклом. У вас висит знак “Уступи дорогу встречному транспортному средству”. Правильный ответ такой: можно ехать, если вы не создадите помех мотоциклу. Но откуда вы знаете, что не создадите? Как узнать, что ваш выезд не испугает мотоциклиста и он не изменит ни скорости, ни направления движения? А если он влетит вам между колесами, кто будет виноват? Вы. Потому что за вас уже подумали и решили: вы создадите помеху, потому и повесили знак “Уступи дорогу”.  

— Получается, я, начинающий водитель, отвечу в ГАИ правильно на все вопросы, а потом на дороге буду ездить совсем не так, как меня учили?  

— Конечно. Нужно, чтобы на все вопросы задач был точный ответ: да, нет. А когда дается расплывчатое: поезжайте, если не создадите помех, то люди не понимают, как себя вести.  

Вот, например, в правилах для пешеходов в п. 4.6 сказано, что “если пешеходы не успели продолжить переход, то они должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки”, то есть на линии разметки. Теперь мы открываем пункт 13 главы “Правила проезда перекрестков”, а там говорится, что водитель имеет право начать движение на зеленый, разрешающий сигнал светофора лишь после того, как пешеходы завершат проход проезжей части. Так что делать?  

— Пешеходы стоят по своим правилам, а водители — по своим, до тех пор пока кто-то первым не нарушит ПДД?

— Да. Или возьмем другую любопытную задачку. Висит знак “Движение прямо”, сигнал светофора, который позволяет ехать во всех направлениях, при этом мотоцикл едет вправо, а машина — влево. Вопрос: кто нарушает правила? Ответ: нарушают оба, так как знак предписывает ехать только прямо. Почему — это разъясняется в комментарии, где сказано, что это временный дорожный знак. Но почему, собственно, он временный? В ПДД говорится, что временный дорожный знак — это тот, что противоречит постоянному, и в этом случае мы выполняем указания временного знака. Но разве в той задаче есть противоречие знаков? Нет. Он там один-единственный. Значит, он постоянный.  

С точки зрения любого юриста к правилам можно предъявить массу претензий. Особенно бьет в глаза то, что в правилах 37 раз упоминается, что вы что-то обязаны сделать, и 136 раз — что-то должны.  

— Не улавливаю, в чем разница?

— В том, что словарь русского языка говорит “обязан” — это значит “подлежит неукоснительному исполнению”, а слово “должен” носит нравственный характер. И вот в одном месте я обязан пешеходу уступить дорогу, а в другом месте должен. А может, он мне не нравится?  

— Ну, знаете, это уже придирки. Когда журналист в тексте часто упоминает одно и то же слово, он тоже старается заменить его синонимом.

— У журналиста это допустимо, но в законе о дороге — нет. Здесь понятия не могут иметь расплывчатой трактовки. Вот скажите: приоритет человека в жилой зоне абсолютен?  

— Конечно.

— Но вот в п. 17.1 написано, что пешеходы в жилой зоне “не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств”. А кто может оценить, обоснованная эта помеха или нет, если пешеход приоритетен и обоснованно находится на проезжей части?  

— То есть когда происходит юридический разбор подобных ситуаций, двоечтение не позволяет выявить виновного? Кто больше заплатит, тот и прав?

— Конечно. В ПДД вообще ряд требований незаконен. Вот, допустим, обгон запрещен за 100 метров до железнодорожного переезда — это незаконное требование.  

— Почему же?

— Потому что нет знака, который бы предупреждал, что расстояние до переезда 100 м. Значит, не может быть и такого требования.  

Иди вот, например, возьмем популярный сборник комментариев к ПДД под редакцией Кирьянова. Он предназначен для представителей правоохранительных органов, то есть специалистов. Здесь есть очень хорошая табличка, характеризующая остановочный путь в зависимости от скорости движения и покрытия. Там сказано, что когда вы движетесь со скоростью 60 км в час по сухой дороге, то вам, чтобы нормально остановиться, надо 50 м.  

А теперь скажите: сколько раз в Москве вы видели предупреждающий треугольник “Пешеходный переход”? Я — один раз. Да и то не за 50 м. Значит, когда вы едете по городу с разрешенной скоростью 60 км и вдруг увидели предупреждающий знак о пешеходном переходе где-то метров за 30 до него, то, следуя графику, утвержденному г-ном Кирьяновым, вы не сможете остановиться у перехода? Выходит, за 50 м до каждого перехода должен стоять предупреждающий знак. Тогда штраф хоть в 5 тысяч рублей за то, что я не уступил дорогу пешеходу, будет обоснованным. А пока этого нет, о чем говорить?  

— Минуточку, кто писал эти комментарии к правилам?

— И комментарии, и правила, и билеты, по которым вы сдаете экзамен в ГАИ на управление транспортным средством, пишут представители МВД, точнее, ГИБДД, и сами же затем все это утверждают.  

А ПДД должны писать специалисты различных служб: дорожники, автомобилисты, юристы…

Представители МВД, конечно, тоже. Но пока это делают лишь они и исключительно под себя.  

— Нормально: правила — под себя, неправильные билеты — под себя, а потом еще и штрафы на дорогах тоже под себя?

— Выходит, так.  

— И что же делать?

— Для начала переписать ПДД. Они должны быть точны юридически и легко читаемы. Пока это не так. Вот, допустим, раздел “Движение через железнодорожные пути”. Здесь нет ничего о том, что за 100 м до переезда и на переезде запрещен обгон, движение задним ходом, разворот… Все это написано в других разделах: “Остановка и стоянка”, “Обгон”, “Начало движения и маневрирование”… А должно быть сведено в один раздел. Или вот мой любимый пункт 12.3: “Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и т.п. в ненаселенных пунктах разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги”. Скажите, что такое длительный отдых или ночевка?  

— Когда водитель ночью останавливается поспать.

— А если днем, это тоже ночевка? А вы когда-нибудь бывали в Заполярье зимой? Как там можно определить понятие “ночевка”? И что такое длительный отдых? Сколько это — час, два, 40 минут или 30?  

В правилах должны использоваться только те термины, которые оговорены разделом №1. Терминов “длительный отдых” или “ночлег” там нет. Есть только термин “остановка” и “стоянка”. Или что такое “т.п.” — тому подобное? В правилах этот термин встречается не в одном пункте.  

— Получается, я ехала, устала, остановилась отдохнуть, а ко мне подошел инспектор и говорит: “Вы слишком долго здесь стоите”. Я отвечаю: “Только 10 минут”. А он: “Это уже длительно. Вот если б вы стояли 6 минут… Так что платите штраф”. Может быть такое?

— Запросто. Вчитайтесь в правила — это же роман!  

— Но если наши ПДД так уж несовершенны, то как они могут соответствовать международным нормам?

— Да, официально мы члены международной конвенции и живем в соответствии с ее регламентами. Но тогда скажите, почему у нас, к примеру, понятие “обгон” — это опережение с выездом из занимаемой полосы, а у наших братьев-славян на Украине и в Белоруссии обгон — это опережение с выездом на полосу встречного движения? Они это трактуют как раз так, как принято во всем мире.  

— Выходит, они больше Европа, чем мы?

— Конечно. И в связи с этим скажите: в зоне действия знака “Обгон запрещен” перестроение запрещено или нет?  

— После всего этого я уже теперь не знаю, что и ответить…

— И никто не знает. Вот п. 9.4 говорит, что “движение транспортных средств по одной полосе со скоростью большей, чем по соседней полосе, не считается обгоном”. Значит, если вы в зоне действия знака “Обгон запрещен” перестроитесь на свободную полосу — а этот знак такого перестроения не запрещает — и будете по свободной полосе двигаться с большей скоростью, чем по другой, это не будет считаться обгоном.  

— Выходит, я как хитрый недисциплинированный водитель…

— …скорее как водитель, прекрасно знающий правила…  

— …могу этот неразрешенный обгон разделить на два перестроения, и ГАИ не вправе мне предъявить претензии?

— Да, правда, если это сделать вне населенного пункта, то вы попались. А если в населенном и не уйдете в крайнюю левую полосу при более чем двухполосном движении, то вы ничего не нарушили. 

— Белорусские и украинские правила такого разночтения не допускают?

— Терминов, которыми оперируют наши правила, порядка 40, на Украине их 54, а в Белоруссии — под 60, что позволяет многие понятия трактовать однозначно.  

Скажите, как в наших правилах объясняется, что такое легковой или грузовой автомобиль? Да никак. Хотя во многих пунктах говорится, куда легковым автомобилям ехать можно, а грузовым — нельзя. В украинских правилах существует четкое разграничение этих понятий, что не дает возможности сотруднику ГИБДД легкой трактовки термина в свою пользу. У нас же с трактовкой “в свою пользу” вы сталкиваетесь, как только садитесь за руль.  

Вот вы собрались идти сдавать на права. У вас есть два упражнения: параллельная парковка задним ходом и въезд в бокс задним ходом. Если вы раскроете п. 8.12 правил, то в нем написано, что движение задним ходом разрешается при условии, что маневр будет безопасен, не создаст помех другим участникам, а при необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.  

Значит, когда вам на экзамене ставится задача припарковаться, вы смело можете попросить кого-то, чтобы он встал сзади и показывал вам, куда ехать.  

— Только экзамен тогда придется пересдавать еще не раз…

— Да, но, понимаете, в том-то и дело, что экзаменационные требования должны соответствовать требованиям правил. Потому у нас нарушение правил — система. Это делают все снизу доверху, так о какой безопасности на дорогах можно говорить?  

Вот Владимир Путин много говорит о безопасности движения, а между тем вы видели его новую “Ниву”?  

— Ну да, крутая машина, на дорогах таких не встретишь.

— А вы знаете, что по нашим законам в таком виде ее даже нельзя зарегистрировать в ГАИ?  

— Почему это?

— То, что сразу бросается в глаза: противотуманные фары на машине установлены не по регламенту. Регламент требует их устанавливать “максимально от наружного габарита 400 мм, не ниже 250 мм над поверхностью дороги” и “не выше оси основных фар”. Именно такая установка фар дает наибольшую эффективность освещения дороги.  

На машине Владимира Владимировича они стоят буквально по оси автомобиля и выше основных фар, чего регламент не допускает. Думаю, если бы ему пришлось, как обычному гражданину, честно регистрировать этот автомобиль где-нибудь в ГАИ Восточного округа на Краснобогатырской улице, то у него эти фары немедленно бы обрезали.  

— Я думаю, ему подарили машину уже зарегистрированной. Да и не такое это уж страшное нарушение…

— Вот-вот, именно с таких маленьких нарушений и начинаются все самые большие неприятности на наших дорогах. И уж если мы действительно хотим навести порядок на наших трассах, начать нужно с новых правил, которые должны быть написаны юридически грамотно и в то же время одинаково понятно как для пастуха, так и для академика.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру