А штраф платить будет Пушкин

По пути в Михайловское корреспондент “МК” встретил сказочных гаишников

Дальние автопутешествия с развалом Советского Союза резко вышли из моды у соотечественников. Что, впрочем, вполне объяснимо. Бандитский беспредел, проблемы с топливом, ночлегом в пути да и общая житейская неустроенность в первые постсоветские годы явно не способствовали развитию некогда популярного вида отдыха. Но жизнь постепенно входила в колею, и туризм на собственных колесах вновь стал достаточно популярен. А нынешнее кризисное лето, когда привычный уже заграничный отдых стал многим не по карману, дал ему новый импульс.

К тому же, злоупотребив без меры всеми благами разверзшегося перед ними потребительского рая, многие россияне все-таки не до конца похоронили под бременем товарного изобилия присущую нации духовность. И принялись ее усугублять и совершенствовать, навещая самые значимые и памятные уголки все-таки великой державы.

Дорога дальняя

Но истинное духовное насыщение — процесс постепенный, напряженный, мучительный даже, ведь в нем должны участвовать все клеточки мозга… Но только то, что далось нелегко, — и дорого человеку по-настоящему. Последние две фразы принадлежат, увы, не вашему корреспонденту. Это — легендарный музейщик, искусствовед, литературовед Семен Степанович Гейченко, более сорока лет бывший директором Пушкинского заповедника. Заповедника, который, без преувеличения, и стал таковым благодаря исключительно его заботам.

И, конечно, нанести визит Пушкину, поклониться его могиле можно было бы весьма просто и комфортно. Хоть самолетом (1,5 часа лету до Пскова), хоть поездом (12 часов под перестук колес в сладком забытьи на верхней полке). Но разве станет это истинным паломничеством, в котором, как мне кажется, важен труд не только души, но и тела? В общем, я, преодолевая леность исконного обитателя мегаполиса, выбрал в качестве вериг автомобиль.

Впрочем, путь в Пушкиногорье оказался несложным. Расстояние 700 километров по трассам М9 и М20 (Москва—Пустошка—Псков) занимает в погожий летний день часов 7—9 в зависимости от темперамента и законопослушности водителя. Позволив себе нарушать установленный скоростной режим (почти на всем протяжении маршрута ограниченный 90 км/ч) не более чем на 20 км/ч, уложился в 8 часов. Практически без напряжения. Дорога и в Московской, и в Тверской, и в Псковской областях вполне пристойная. За пределами столичного региона пусть и не идеально ровная, и с колейностью (намного, кстати сказать, меньшей, чем на МКАД), но без рытвин и чрезмерных ухабов. Колесо, короче говоря, не то что потерять, но и пробить, по сути, негде.  

Придорожный сервис тоже вполне себе ничего. Километров за 300 от Москвы на трассе регулярно встречаются общепитовские точки с едой не для гурманов, но недорогой и вполне сносной, сытной и обильной. К услугам автолюбителей, предпочитающих короткие перегоны, — довольно приличные мотели. Не все, но выбрать можно.

А вот с бензином имеются нюансы. В Тверской области лучше не заправляться. Жертвуя здоровьем собственного авто, из чисто журналистского интереса проверил три местных АЗС. Повторять сей подвиг не советую. Но, заправившись под завязку в Первопрестольной, тверскую бодягу минуете без проблем, а псковские заправки порадуют качественным топливом.Гаишные засады в Московской и Тверской областях встречаются, но довольно редко, а вот их плотность в Псковской области впечатляет. При этом в интернете гуляют рассказы о злокозненности, вредности и беспределе местных укротителей свистков и полосатых палок. Не верьте. Несколько встреч с местными гаишниками произвели более чем приятное впечатление. Дело в том, что машины со столичными номерами в этом регионе — редкость. В основном тут путешествуют петербуржцы и гости из Прибалтики. Поэтому и отношение к столичным штучкам — настороженно-благожелательное. Служивые, узнав, что вы тут не по делам, скажем, бизнеса, а мечтаете припасть к истокам, не только прощают незначительное превышение скоростного режима, но и с энтузиазмом рассказывают об истории родного края и туристических маршрутах. 

Здравствуй, Пушкин!

И главное место в милицейских экскурсах принадлежит, разумеется, Александру Сергеевичу. “Михайловское! Это дом Пушкина, его крепость, его уголок земли, где все говорит нам о его жизни, думах, чаяниях, надеждах”. Это снова Семен Гейченко. И собственно о Михайловском, и о Тригорском, и о Петровском, и о деревеньке Бугрово, и о Святогорском Свято-Успенском монастыре, где великий поэт и упокоился. Обо всем, что и составляет нынче историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник. Хотя насчет определения “историко” я бы поспорил. Да, все здесь дышит Пушкиным, но физически с ним тут связаны очень немногие вещи, ведь все окрестные усадьбы с содержимым были разграблены и сожжены бунтующе-марадерствующим крестьянством еще в 1918-м. Но пара десятков деревьев, включая дуб уединенный, поэта еще помнят. И заставляющие неровно дышать пейзажи, которые “наше все” трогали наверняка не меньше, чем людей современных. Да и не за артефактами сюда надо ехать (а надо, надо, надо хотя бы раз в жизни каждому русскому человеку). Ведь, по Гейченко, “уж таков наш век, перевернувший русский мир вверх дном. Однако без Пушкина жизнь эта была бы еще мучительнее. Он заменил нам поруганные и разоренные храмы, поруганную веру в добро и благодать, его заповеди блаженства заменили нам Христовы заповеди”. В бывшие Святые, а ныне Пушкинские горы везти в первую очередь следует душу. Чтобы почистить, подлатать…

А бренное тело, кстати сказать, успокоение здесь найдет точно. Апартаменты на любой вкус и кошелек можно заранее и не бронировать — места есть всегда (сутки обойдутся в сумму от 1400 до 2800 рублей). Хотя в гастрономическом плане местное гостеприимство скудновато — или невкусно, или очень пресно-стандартно. А в заведении, работающем в центре городка аж до трех утра, лучше вообще не появляться в вечернее время из соображений личной безопасности — пушкиногорская молодежь отрывается тут без стеснения и по полной.

Умиленный путник

Но псковские каникулы, смею вас заверить, не будут полными, если вы не побываете в Изборске с его средневековой крепостью и современными, но почти всамделишными рыцарскими турнирами и, главное, в Псково-Печорском Свято-Успенском монастыре с особо почитаемой здесь чудотворной иконой Божией Матери Умиления. (Про монастырь скажу только, что вот уже месяц, как покинул его, а купола тамошних церквей, тянущих к тебе свои маковки из глубокой ложбины, не отпускают буквально ни на минуту!) До Изборска и далее — Печор, от Пушкинских гор километров 120 напрямую и около 170, если ехать через Псков с его кремлем и многочисленными церквами.  

И, по-хорошему, на весь вояж надо закладывать не менее недели (два дня на дорогу туда-обратно; три — на собственно Пушкиногорье, чтобы ножками исходить все аллеи, включая знаменитую керновскую; горки, начиная с Савкиной; погосты, прежде всего в городище Воронич, и еще два полностью отдать делам монастырским). Но при желании можно уложиться и дня в четыре. Потому что все равно придется вернуться: и душа, если не совсем заскорузла, потребует, да и псковская земля уже просто так не отпустит...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру