Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта Версия для печати

Кто написал «Поворот» – Кутиков или Подгородецкий?

С Марианной Ефремовой мы очень давно знакомы. Про «Машину времени» она знает больше, чем любой из официальных биографов. Не только потому, что супруга Валеры Ефремова, барабанщика группы, но и потому, что дружила с командой и потому, что она ещё и профессиональный телевизионщик, то есть человек, который умеет замечать те вещи, которые не замечают другие. Фото из семейного архива Ефремовых

– Всё нравилось, что делала «Машина времени», то есть все жёны были поклонницами именно творчества – мы сейчас говорим не про личные взаимоотношения, а про творческий аспект. Всем нравилась музыка?

– Думаю, что да. Я сейчас не могу уже ответить за всех, отвечу за себя. Мне нравилась музыка, что сочиняли, я вникала, что пишется, как пишется, новые аранжировки, все было интересно. Уже нельзя было ходить на репетиции, что было раньше разрешено.

– С каких пор и почему стало нельзя?

– Не знаю, почему, у них уже появились постоянные профессиональные базы уже, мы им мешали.

– А до этого ходили.

– Приходили, можно было посидеть на репетиции спокойно, или, если ты договариваешься, допустим, после репетиции куда-то пойти, мы приезжали и ждали, пока кончится репетиция. Потом перестали ходить на них, уже появились студии, очень много они работали на студии ГИТИСа у Николаева Олега

Порой писались ночью, поздно вечером, студии освобождались в ночные часы. И вот туда можно было прийти и посмотреть процесс записи, процесс создания той или иной песни. Именно тогда, в этот момент влился Петя Подгородецкий.

Создание «Скачек», «Поворота» и других песен, вот это происходило именно там. Я видела аранжировки, которые делал Петя. Он ещё пробовал первые шаги в этом коллективе, ещё они не знали, возьмут, не возьмут, были сомнения.

– В чем были сомнения? Он же мега-профессиональный человек, насколько я понимаю?

– Сомнения были: нужен клавишник, не нужен клавишник.

С Петей связана очень интересная моя личная история. У меня подруга была, мы с ней дружили 1975-76-й год, когда была активная эмиграция евреев из России. Она была музыкантом, училась.

С Валерой они были мало знакомы. Она уезжает, связь между нами прерывается. Наши отношения восстановились, может быть, лет 10 назад. Я рассказывала ей о своей судьбе за этот период времени, естественно, мы смотрели фотографии. Когда она увидела Петю, она говорит: ты знаешь, я этого парня знаю, мы с ним вместе учились в одной группе.

– Small World. А что за история с «Поворотом», 1979 год – 40 лет уже? Потому что известно, что у Кутикова и Подгородецкого разные представления об авторстве самого известного хита «Машины времени». Какое-то мнение у Марианны Ефремовой? 

– Я затрудняюсь сказать, но я очень хорошо помню, что Саша Кутиков наигрывал этот «Поворот» на гитаре и пробуя мелодию в разных тональностях.

И в моих воспоминаниях Петя ещё не работал в коллективе, а просто пробовался.

Вот у меня картинка складывается, что сидит Кутиков, показывает этот «Поворот», потом я уже вижу картинку, что Петя сидит за пианино и делает какую-то аранжировку.

Не могу утверждать об авторстве… тогда разве можно было подумать, что пройдет 40 лет и будут возникать вопросы об авторстве? Все тогда было коллективное.

PS Марьяша весьма деликатно подвела итог, но вывод, который сделал я, наблюдая за мимикой моей собеседницы – вклад Подгородецкого очевиден, но автор, как и гласит официальная версия – Кутиков. 

«В книге Петра Подгородецкого «Машина с евреями», автор книги написал, что музыку к песне «Поворот» сочинил в 1976 году, когда служил в армии, в казарме воинской части Внутренних войск МВД СССР в городе Александровке Белгородской области, где охранял заключённых, а 29 апреля 2008 года исполнил первоначальную мелодию для Ксении Стриж. Также Пётр сообщил, что у него есть свидетели, его армейские друзья. По официальной версии, в ходе работы над программой «Маленький принц» Александр Кутиков предложил придуманную им мелодию, которую Макаревич не принял, из-за того, что она была слишком лиричной и спокойной. После этого Кутиков и Подгородецкий подготовили более агрессивный вариант, на который Макаревич быстро написал стихи. Однако, по словам Подгородецкого, это он предложил написанную им медленную и лиричную мелодию, которую Кутиков раскритиковал, заявив, что это «нуднятина в стиле Макара», после чего попробовали сыграть её в более быстром темпе».

просмотров: 4963



Комментарии пользователей

  • Тарас Бульба
    По традиции в поп-музыке песню исполняет автор!
  • Токарь по дереву
    Подгородецкий - профессиональный, с серьезным образованием, музыкант. Работал аккомпаниатором у Кобзона. Тяжело ему было с ребятами. Ведь, по сути, это был уровень советской самодеятельности. Как он выдержал? Наверное, все решали деньги.

Оставьте ваш комментарий