А Чехов за ширмой

Театр Образцова привез в Германию очень “Необыкновенный концерт”

Кто не знает “Необыкновенного концерта”, созданного Сергеем Образцовым? Он идет в театре Образцова уже больше 60 лет в неизменном виде. Но сейчас спектакль все же слегка изменили… ради доктора Чехова. Ведь гастроли “Необыкновенного концерта” в немецкий город Баденвейлер, где умер Чехов, — одно из мероприятий, завершающих юбилейный чеховский год.
Театр Образцова привез в Германию очень “Необыкновенный концерт”

Как признались жители Баденвейлера, ничего подобного они никогда не видели. Блестящие традиции кукольного театра, созданные Образцовым, в этом городе смотрятся органично: город и сам будто игрушечный, с маленькими домиками, фонтанчиками, термальными источниками… Здесь каждый знает, кто такой Чехов. И на кукольный спектакль приехавший из Москвы, собрался весь город.


— К нам дважды приезжал МХАТ, — говорит Хайнц Зетцер, зампрезидента Чеховского общества в Баденвейлере, руководитель литмузея в городе. — Но театр Образцова — особенная театральная эстетика, которой не бывает в Германии. И мы благодарны Ирине Корчевниковой, которая открывает для нас этот театр.


“Необыкновенный концерт”, посвященный Чехову, — новость и для России. Над ширмой — ворота с надписью “Театръ”. Под фонарем старуха просит милостыню. Под знаменитый мхатовский марш из “Трех сестер” кукольный дворник обновляет кукольную афишу. Появилась собачка, задрала на афишу лапу. К театру собираются господа в нарядах начала ХХ века. Толпятся у афиши и проходят в театр. И вот — одинокая фигура с тростью и в шляпе — подал нищенке, изумился афише… и замер в воротах театра, глядя в зал. “Когда поднимается занавес…” Все же кукольный театр испокон веков обладает магией. Слова из “Чайки” звучат из уст кукольного Чехова так, будто сам Чехов, живой, настоящий, их нам говорит…


И вот начинается сам “Необыкновенный концерт”. Известный всему миру конферансье Эдуард Апломбов — актер Федор Виолин — играет его на немецком. Это еще одна традиция — кукла Апломбов всегда говорит на языке той страны, в которую приезжает. Уже более полувека Настасья Сопранова разевает пасть в оперном экстазе, Алибаба-унд-Абракадабра Юниор вместе с Шахерезадой Степановной показывают фокусы и пьют вино… Нынешние артисты самого знаменитого театра кукол работают филигранно, как ювелиры.


— У спектакля было две редакции, обе принадлежат Образцову, — рассказала режиссер постановки, внучка великого Образцова Екатерина Образцова “МК”. — С тех пор мы его не меняем, но постоянно репетируем. Работа в этом спектакле — как игра на скрипке. Мы несколько раз проходим танго перед каждым спектаклем: эта работа — плечом к плечу.


— А кто делал куклу Чехова?


— Наш мастер Александр Лигусов. Он очень тщательно подошел к работе: смотрел памятник у МХАТа, театральную тумбу в саду Эрмитаж… Мы все страшно увлеклись этой идеей, что мы играем для доктора Чехова. Например, куклу пожилой дамы с собачкой сделала Екатерина Бабаева.


Сама актриса считает, что Образцов и Чехов нашли бы общий язык: “У них даже стиль юмора похож!” Немецкие зрители первые несколько минут вникают в необычную театральную форму, но уже вскоре превращаются в детей и хохочут от души. А в финале спектакля их допускают в святая святых: номер “Танго” играют перед ширмой, и зрители видят волшебство и труд актеров. Две куклы ведут шесть человек, и если один неправильно дотронется до нее, уже не будет танго. Гастроли проходили при поддержке Минкультуры РФ, мэрии города Баденвейлера и лично мэра г-на Энглера.
 

Баденвейлер

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру