Москву обуяла “Комеди Франсез”

Легендарный театр не стесняется классики

Кто не успел, тот опоздал — гастроли знаменитого театра “Комеди Франсез” в Москве закончились. А кто успел, тот в полной мере ощутил пушкинское “театр уж полон, ложи блещут”. Театр как храм! У нас разве что Малый театр сумел сохранить эту масштабность. А “Комеди Франсез”, обходясь без всякой чернухи, уже больше трехсот лет играет классику в полном смысле этого слова. И остается при этом современным! Вопрос: как?

Легендарный театр не стесняется классики

Как сохранить традиции, не будучи при этом оплотом консерватизма? Этому научили “Комеди Франсез” еще Гюго и Дюма. А сейчас старейший театр Франции показал “Женитьбу Фигаро” в МХТ им. Чехова и доказал: не надо никого сбрасывать с корабля современности, давайте жить дружно.

Приключения ловкача Фигаро весь мир знает наизусть. На его невесту Сюзон положил глаз сладострастник-граф: после свидания со мной выходи замуж сколько душе угодно. Графиня страдает от измен мужа, будучи притом очарованной юным пажем Керубино. А ключница Марселина подает на Фигаро в суд, чтобы он на ней женился! Впрочем, выясняется, что Марселину тянуло к Фигаро не зря — она его родная мать. Сюзон и графиня устроили графу настоящую “подставу” — свидание он получил, но не разобрался, что его прелестница — не Сюзон, а собственная жена! Наконец путь к свадьбе Фигаро и Сюзон свободен. Знаменитую комедию положений Бомарше “Комеди Франсез” отыграла блестяще — зал то хохотал, то бледнел от переживаний, как в старые добрые времена.

Каждый актер спектакля по-своему гениален. Развратник-граф, похожий на Сальвадора Дали (Мишель Вийермоз), играет буквально по закону Станиславского: если твой герой плохой — ищи, где он хороший. Подозревая всюду обман, слежку и спрятавшегося где-нибудь поблизости Керубино, он в конце концов выходит ловить мошенника с ледорубом на длинной красной ручке. И его дурачат со всех сторон: то Сюзон, то графиня (“Непостижимо, как женщины ловко меняют выражение лица!”), то Фигаро, который якобы знает английский, хотя все его знание английского сводится к самому важному слову “God-dam”. Графиня (Эльза Лепуавр) — сильнейшая трагическая актриса, страдающая, любящая, всепрощающая жена. Наконец, Фигаро — Лоран Стокер: весь первый акт он играет милого находчивого паренька, но во втором прекрасно справляется с драматическим моментом в жизни своего героя. Ему кажется, что Сюзон ему изменяет, — и это горечь влюбленного мужчины! А его монолог о политике? “Не знать того, что тебе известно, и знать то, что тебе неизвестно, и стараться важностью цели оправдать убожество средств — вот что такое политика!” На этом моменте зал зааплодировал со значением.

Но любимцем публики в один момент стал заслуженный актер “Комеди Франсез” Мишель Робен в роли старого, глухого и тупого судьи. К месту и не к месту вставляя пустые канцелярские фразы, он хорош в судейской мантии в первом акте. Но во втором он великолепен! Режиссер спектакля Кристоф Рок нахулиганил и одел дедушку в костюм скелетика с кривыми белыми косточками. И все это пустословие приобрело еще более комичный смысл. Кстати, и костюмы, и декорации — выше всяких похвал. В первом акте неизменный смех вызывают двери, которые не открываются и закрываются, а в мгновение ока, как парус, натягиваются или спадают, как штаны. А в момент трагического монолога графини с потолка спускаются кринолины на вешалках — и падают на пол, словно повешенные… Во втором же акте сцена свидания графа с любовницей и женой в одном лице происходит на карусели — на деревянных лошадях.

На спектакле “Комеди Франсез” понимаешь, что такое на самом деле профессионализм. Лакмусовая бумажка в данном случае — сценическая речь. В наших театрах бывает, что зрители кричат актерам: “Громче!” Здесь же сочно и ярко звучит каждое слово. А небольшое хулиганство режиссера — судья-скелетик или огромный танцующий медведь, похожий на рекламную ростовую куклу, — классику не опошлило, а только оживило. Аплодисменты? Нет — овации.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру