В тихом театре черти водятся

Кто решит судьбу Сергея Арцибашева?

В Академическом театре им. Маяковского, до сих пор считавшимся самым тихим и домашним, разгорается скандал. Историческое красного кирпича здание на Большой Никитской сейчас фактически без хозяина. На месте нет худрука, нет директора. Правда, есть артисты, которые пока играют спектакли репертуара.

Кто решит судьбу Сергея Арцибашева?
Сергей Арцибашев.

Скандал начался пару недель назад, когда экстренно был созван открытый художественный совет, который не собирался здесь много лет. На него позвали народных артистов, и там произошло следующее. Артист Михаил Филиппов раскритиковал нынешнего худрука “Маяковки” Сергея Арцибашева. Основной упрек — непонятная репертуарная политика, неважное физическое состояние театра. И, надо сказать, во многом справедливо.

Про физическое состояние и говорить нечего: “Маяковка” — одно из самых запущенных театральных помещений столицы. Зашарканный паркет в фойе, не менявшийся со времен Гончарова (легендарный режиссер и худрук театра. — М.Р.), допотопная обшивка кресел в зале, туалеты с запахом… Но последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала премьера спектакля “Дети портят отношения”, который Арцибашев сам не ставил, а приобрел у некой антрепризы. Ее поставил, оформил как художник и даже сыграл в ней главную роль питерский актер Семен Стругачев. Но дело доже не в ней, билеты проданы на три ближайших спектакля. Основная претензия — творческий тупик, в который завел маяковцев нынешний худрук.

Главного критика Филиппова поддержал Игорь Костолевский. Но справедливости ради стоит сказать, что не все согласились с ними, в частности Светлана Немоляева. А ее супруг Александр Лазарев считает, что:

— Самое главное для меня — это какие спектакли выпускает человек. Да, есть и недовольная часть труппы, часть молодежи, которая кипит, чем-то возмущается. Мы знаем этих людей, их немного, всего несколько человек. И все то, что эти недовольные инкриминируют Сергею Николаевичу, решается в рабочем порядке.

Михаил Филиппов. фото: Александр Корнющенко

Для самого Арцибашева демарш его главных артистов стал полной неожиданностью. Рассказывают, что на этом худсовете он выглядел подавленным, не повышал голоса и назвал своих ведущих артистов чуть ли не предателями. Что, собственно, ни для кого не новость, а скорее закон любого театра. Но факты остаются фактами: зарплаты у большей части труппы, особенно у молодых, в театре мизерные. Актеры академического театра возмущаются, что они негласно переведены в статус филиала маленького театра “На Покровке”, которым параллельно руководит Сергей Арцибашев.

— Он переносит сюда с “Покровки” свои старые спектакли. “Три сестры”, поставленные чуть ли не 20 лет назад, мы вынуждены были репетировать в очередь с артистами с “Покровки”. Это что такое?.. — говорят артисты.

На том судьбоносном худсовете Сергей Арцибашев на предложение уйти из “Маяковки” и вернуться в “Покровку” ответил, что берет три дня на размышления. Но результата не последовало, так как через три дня он слег в больницу. На следующий же день из театра под предлогом болезни пропал директор, он же родной брат Сергея Николаевича. И говорят, что главбух тоже несколько дней в театре не появлялась.

Нам удалось выяснить, что Сергей Арцибашев на самом деле находится в онкологическом центре на Каширке, где три дня назад ему была проведена серьезная операция. Театр полон слухов относительно его возвращения: одни уверяют, что после худсовета, на котором ему дали почувствовать истинное к нему отношение, Арцибашев возьмет на год академический отпуск. А другие считают, что после всего случившегося он вообще не переступит порога театра.

Относительно кандидатуры на пост худрука также нет однозначного мнения. Оживились те режиссеры, которые хотят получить руководящее кресло в московском театре. В самом же театре видеть человека со стороны совсем не жаждут, и многие сходятся на кандидатуре артиста Михаила Филиппова. И уж совсем дико выглядят домыслы о том, что у академического театра, возможно, будет двойное руководство — Филиппов—Костолевский. Насколько это вероятно, покажут ближайшие события и решение Департамента культуры Москвы. Там пока воздерживаются от комментариев: уж слишком двусмысленная ситуация — все-таки человек в больнице, как бы неэтично.

А вот мнение народного артиста РФ Игоря Кашинцева:

— Я лично стою за стабильное руководство. Насмотрелся, как “уходили” прекрасных режиссеров — того же Гончарова из театра на Бронной, и труппа кричала: “Долой, долой!”. Все нужно решать мирным путем. Иной путь театр всегда разрушает. Кроме того, не существует на сей момент личностей, способных взять на себя такую ответственность. Это раньше Гончарова можно было менять на Эфроса, а Эфроса — на Ефремова. А теперь кого?..