Хип-хоперы на дрейфующей льдине

На “Золотой маске” станцевали “Одиссею”

28.03.2011 в 18:33, просмотров: 2403

Таких танцев на голове “Золотая маска” еще не видела. Уличных танцоров из Мурманска, хип-хоповскую команду Gust Life, выдвинули на национальную премию сразу в нескольких номинациях — как лучший спектакль в области современного танца и, кроме того, за хореографию.

Хип-хоперы на дрейфующей льдине

В “Одиссее” — а именно так, с оглядкой ни много ни мало на Гомера, озаглавили свою “эпопею” мурманские батлеры — необычно всё. И то, что вместо традиционных уличных танцев перед нами в общем претендующий на целостность спектакль. И то, что хореографию к нему, как и идею постановки, придумали французы. И то, что здесь вообще применимо само определение “хореография”, которую обычно в условиях уличного андеграунда и мэйнстримной субкультуры рассмотреть можно разве что в зачатке…

Идея необычного даже по меркам contemporary dance (в этом жанре чего только не увидишь) спектакля родилась у Мартина Жоссена и Абденур Белали — представителей компании Alexandra N’Possee, когда они проводили серию мастер-классов в Мурманске и Санкт-Петербурге. Тут-то они и заприметили уличную команду Gust Life. А само путешествие французов на Русский Север родило в их воображении сюжет чисто “мальчишеский”, в духе приключений полярных экспедиций, о том, “как семеро смелых отправляются в опасные скитания среди арктических льдов”. Сначала проект “замутили” в рамках Года России—Франции, прокрутив на фестивале “ФрансДанс”, специально задуманном для того, чтобы способствовать обмену между французскими и русскими артистами. Потом номинировали на “Маску”.

Режиссерская логика в спектакле — что-то типа контрастного душа: вначале усыпить зрительскую бдительность, чтобы вывалить под конец на голову ничего не подозревающей публики, думающей, что все действие будет развиваться черепашьими темпами, фирменный хип-хоповский арсенал трюков. Перво-наперво выходят сами французы — “хореографы-номинанты” на золотомасочную премию, решившие ассистировать своим подопечным. Они разыгрывают странное и довольно скучное действо, которое условно можно определить, как “случайную встречу” мужчины и женщины. Когда “сладкая парочка”, изрядно утомив зрителей, наконец заканчивает “разогрев”, в дело вступает забойная мурманская семерка.

Впрочем, и они являются поначалу как сомнамбулическое видение: что-то вроде традиционной у народов Севера пляски медитирующих шаманов, заклинающих своим нарочито замедленным движением “пространство и время”. Затем происходит нечто сюрреалистическое — передвигаясь на четвереньках пятой точкой вверх, тинейджеры оказываются пойманными в какие-то сети… В общем, непричесанному уличному танцу тут стараются придать благообразный вид и применяют в чистом виде “концептуальные заморочки”, столь свойственные танцу современному.

Собственно долгожданный брейк-данс с непременным кручением на голове начинается, когда хип-хоп-команда оказывается непосредственно на дрейфующей льдине, где, несмотря на условия “вечной мерзлоты”, раздетые по пояс батлеры с обязательными выглядывающими из штанов фирменными трусами зажигают не по-детски.

Тут уж мальчишки отрываются на полную катушку, показывая виртуозное техническое исполнение. По традиции лидеров тут нет, все на равных. “Мы реально одна семья”, — рассказывает “МК” один из “бойцов” Gust Life — Вадим Ладыка. Однако задатки явного неформального лидера у этого исполнителя присутствуют в полной мере. Эмоциональный центр спектакля и последующая развязка-встряска, вся “канитель” на полярной льдине, собственно, и начинается с его своеобразного “лирического монолога”.