«Уйти» Стадлера

Санкт-Петербургская консерватория бурлит в предвкушении нового ректора. Опять

Это какой-то нескончаемый город Глупов: двух лет не прошло, как взахлеб все писали о «растратном» уходе Александра Чайковского – прошлого ректора Питерской консерватории. На его место Минкульт не без усилий «ввел» финансово чистенького Сергея Стадлера. Тот красиво рассказывал «МК» о громадье планов, связанных с «большим ремонтом основных зданий, ведь грядет юбилей!». И что? Глазам своим не веришь – ныне та же риторика: «финансовые нарушения», «хищение не то 7, не то 270 млн. рублей», «вызван на допрос в СК Питера», «отправлен в отставку». За всеми подробностями – отправляемся в город на Неве.

Санкт-Петербургская консерватория бурлит в предвкушении нового ректора. Опять
На фото: Сергей Стадлер.

Скажем сразу – ситуация до более чем запутанная. И однозначных оценок здесь быть не может, тем более что Стадлер (не будем забывать – именитый скрипач, народный артист РФ) сейчас в самом деле находится в больнице с отнюдь не придуманными проблемами (скачки давления, сердце). Чего проще взять и добить человека, висящего с точки зрения карьеры ректора, на волоске. Не стоит спешить. Предоставим читателю лишь факты.

Итак, 4 апреля из Минкульта в консерваторию по факсу пришла бумага, о расторжении трудового договора. Заметим однако, что договор с Сергеем Валентиновичем был подписан в декабре 2009-го на пять лет. И вдруг – на тебе. Причем, по факсу уволить никого нельзя – есть порядок: надо идти в отдел кадров, лично брать бумагу и т.д. Но у Минкульта свои методы. Впрочем, Стадлер оказался на больничном, и на следующий день учредитель (министерство) отставку отменил. В подтверждение – наш звонок замдиректору Департамента науки и образования Минкульта РФ Аракеловой Александре Олеговне:

– Стадлер уволен? А то в Питере уж говорят о новых кандидатурах…

– Нет, он на больничном листе. И обсуждать то, о чем говорят в Питерской консерватории мы не будем. Что будет дальше…

Звоним, разумеется, самому Сергею Валентиновичу:

– Вы остаетесь ректором или нет?

– Официально – остаюсь пока. А большее не могу комментировать: тут у меня капельница и всё такое. Гипертония, очень высокое давление. Это разговор не на две секунды.

Теперь обратимся к тому, в чем, собственно, Стадлера обвиняют. Хотя – подчеркнем – сам Минкульт отставку Стадлера ни с какими финансовыми нарушениями не связывает (учредитель имеет право разорвать договор не объясняя причин)! Сначала отметём то, чего нет. А именно вспомним постановление Путина 2009 года, по которому Санкт-Петербургской консерватории на юбилей (в 2012 году – 150 лет) и, связанный с ним капремонт, выделяется 3,5 млрд. рублей. Так вот об этих деньгах речь вообще не идет. Консерватория их так и не получила, хотя Стадлер вопрошал у Минкульта, Минфина, Минэкономразвития – где обещанные путинские миллиарды? Вон, БДТ, свое получил, начал реконструкцию. А мы? А для вас – нету… Это раз.

Теперь о проверках (в том числе минкультовских) последнего времени, которые выявили финансовые нарушения на 270 млн. рублей. Здесь тонкости юридической терминологии: речь ни в коем случае не идет о хищениях или невыполнении работ на эту сумму. Да будь это так, никто б и разговоров уже не вел. Все эти миллионы расписаны тютелька-в-тютельку как, куда, на что пошли. Например, 160 млн. из них – это так называемая зарплатная надбавка профессорско-преподавательскому составу по ОЦО (конса – особо ценный объект культурного наследия). Минкульт эту надбавку отменил, по другому назвав, а консерваторию не уведомил. А те и продолжали платить по старой схеме… Нарушение – да, но смертельное.

Непосредственно Стадлера касается дело о растрате почти 7 миллионов рублей: так, из местного Следственного комитета пару дней назад на имя ректора пришел факс с предложением явиться на допрос в качестве подозреваемого по делам о мошенничестве (но 20-го Стадлер не пошел по причине болезни). История такая: Минкульт выделил деньги на ремонт крыши в одном из зданий консерватории на Театральной площади. Еще осенью экспертиза обнаружила, что работы по кровле (при проплаченных фирме-подрядчику 6,7 млн.) были проведены не в полном объеме. Стадлер уволил проректора Смольянинова, отвечавшего за этот фронт и лично передал результаты проверки в прокуратуру. Так теперь эта инициатива против Стадлера же и обернулась: проверка за проверкой, и Счетная палата тут, и…

Второе «мошенническое» дело связано с так называемой автоматизацией вуза: деньги израсходованы – работы не проведены. Ясно, впрочем, что будь Стадлер сильно «замазан», он и ушел бы по-тихому, против уголовных дел не попрешь. Но ректор продолжает негласную борьбу, которая попортит ему немало крови. Ведь в консе все уж в возбуждении: трон снова запустовал. Былая стадлеровская оппозиция, на время поутихшая, активизировалась с новой силой. Кто сядет третьим в предъюбиленый год, чтоб уж отметить 150-летие наверняка, так, чтоб уж все содрогнулись?

Время-то для скандалов не самое удачное – скоро начнутся экзамены… И пока Стадлер в больнице мы звоним крайне осторожному во мнениях временно исполняющему функции ректора – Дмитрию Часовитину: «Чем всё закончится в этой истории – мне трудно сказать. Напряжения в коллективе нет. Вуз работает в спокойном режиме».

Более эмоциональным оказался профессор фортепианного факультета Павел Егоров:

– Мы теряемся в догадках – в связи с чем опять возьня со сменой ректора?

– А что тут теряться, когда такие суммы на юбилей консерватории маячат… Что же касается Стадлера – люди не всегда выдерживают испытание креслом. И если Александр Чайковский как-то достойно вышел из игры, то его более молодой коллега не справляется с ситуацией. И ведет себя странно, по меньшей мере. Не по-мужски. Он месяц назад был у Авдеева на приеме, и тот ему сказал: уйди достойно.

– Хотя прежде все было иначе и вы Стадлера поддерживали.

– У него были шикарные условия: поддержка Минкульта, новый Ученый совет, который в него очень верил… Но он повторил ситуацию с Чайковским, которого – я считаю – сдало окружение. Вот и Сергей Валентинович окружил себя странными людьми, перед которыми маячила цель распила этих 3,5 млрд. рублей. Выгнал проректора Смольянинова, не объясняя причин. Появились странные должности руководителей каких-то спецпроектов… А с нашим мнением Стадлер совсем перестал считаться.

…Особо не понравилось Ученому совету, что Стадлер не согласовал с ними юбилейную концертную программу, которая начинается и закрывается его собственными концертами (Стадлер еще и дирижирует).

– Мы еще в сентябре, – продолжает Павел Григорьевич, – ему сказали: не наступайте на те же грабли! А он начал нападать на министерство «куда ушли 3,5 млрд. рублей?!», нельзя же кусать руку дающего. Всё вместе это и породило такое отношение к нему. Он уволен. Но все время берет больничный.

– В случае отставки Стадлера, кого консерватория предложит Минкульту на утверждение из своих недр?

– Например, Михаила Гантварга. Он замечательный музыкант, потрясающий скрипач. А Стадлеру большинство преподавателей не верит. Если он окончательно уйдет, сразу назначат кого-то на и.о., а потом в течение года вуз должен будет провести выборы и утвердить в Минкульте.

Резюмирует ситуацию именитый композитор Сергей Михайлович Слонимский: «Комментировать не хочется, мне неудобно за глаза человека характеризовать. Произнесу лишь одну фразу: мы ожидаем, что Министерство на этот раз поинтересуется мнением педагогов – кто должен быть новым ректором. К сожалению, предыдущие назначения были просто спущены сверху, без всякого согласования с ведущими профессорами».

Увы, в этих словах много правды. Нечуткая кадровая политика Минкульта без оглядки на специфику учреждения привела к растянутому на годы весьма некрасивому скандалу, не имеющему к музыке ровно никакого отношения. Идиотичность ситуации как раз в постоянном наступлении на одни и те же грабли. А здание, которое с 1896 года не нюхало капремонта, так и стоит, уже с трудом переваривая все эти дрязги.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру