Авангард под угрозой

На Западе появилась «сомнительная» Гончарова

На Западе вышло два каталога-резоне, где собрано несколько тысяч произведений Натальи Гончаровой, на сегодняшний день самой дорогой русской художницы. Эксперты Третьяковской галереи и Росохранкультуры уверены, что 60% из них — фальшивки! “За этим стоит транснациональная преступная группировка”, — заявляет глава Росохранкультуры Виктор Петраков. С подробностями — корр. “МК”.

На Западе появилась «сомнительная» Гончарова

“Наталья Гончарова и ее творчество между традициями и современностью” и “Наталья Гончарова” — так называются два каталога, которые недавно вышли на Западе и вызвали вопросы у экспертов Третьяковской галереи и Росохранкультуры. Ведь каталог-резоне — обычно многолетнее и многостороннее исследование, для которого составитель должен привлечь максимум специалистов. Но авторы сомнительных изданий работ Гончаровой Энтони Партон и Дениз Базету даже не удосужились связаться с Третьяковской галереей, в которой хранится самое большое собрание произведений авангардистки. Причем Энтони Партон — известный специалист в области русского авангарда, преподаватель истории искусства университета в Дурхаме. Дениз Базету — неизвестная фигура. А ведь за первым томом сомнительной Гончаровой должен последовать второй.

— Выход этих каталогов вызвал шок! — говорит искусствовед, старший научный сотрудник ГТГ Ирина Вакар. — Иллюстрации строятся не на музейных собраниях. Их провенанс либо сомнителен, либо его просто нет. Вещи компилятивны — собраны из деталей известных картин. Это сознательные фальшивки или вольные копии, но точно не рука Гончаровой.

Фото: Мария Москвичева.

Такие компиляции еще могли быть, если бы картины относились к позднему периоду Гончаровой. Можно было бы предположить, что она повторяла свои ранние вещи. Но нет, большинство работ относятся к раннему периоду творчества художницы, к 1910—1912 годам.

Сегодня работы Натальи Гончаровой в цене как никогда. В феврале прошлого года поставлен новый ценовой рекорд: ее “Испанка” ушла за $10,2 млн. За каждую из поддельных картин можно выручить по нескольку миллионов. Но для начала людям, которые стоят за этой махинацией века, нужно создать историю картин, провенанс. Этим, похоже, и занимаются Партон и Базету.

Фото: Мария Москвичева.

— Были ситуации, когда отечественные специалисты писали, что та или иная работа — фальшивка. В ответ на Западе выходили статьи о том, что русские специально клеймят картины, чтобы повысить цены на работы, находящиеся в России. Сейчас необходимо защитить наследие Гончаровой на государственном уровне, — считает известный коллекционер Петр Авен.

Росохранкультура уже готовит разоблачающее фальсификацию письмо во французские компетентные органы. Документы будут готовы в мае. “А также мы хотим попытаться предъявить претензии по авторскому праву — ведь каталог ни с кем не согласовывался”, — говорит Виктор Петраков. Сложность заключается еще и в том, что у Гончаровой нет прямых наследников, а значит, и законных правообладателей.

Фото: Мария Москвичева.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру