Неадекватные итоги вдребезги разобьют Кинотавр

“МК” делает свои предварительные прогнозы

10.06.2011 в 18:16, просмотров: 8326

11 июня “Кинотавр” подведет свои итоги, но пока ни один из фильмов, показанных на конкурсе, не может похвастаться стопроцентными шансами на главный приз. Вся надежда на последний конкурсный день, где главный фаворит — Игорь Волошин с драмой “Бедуин”, героиня которой пытается спасти дочь, больную лейкозом. Зато наконец-то появилась картина, которая уж точно не останется без наград. Это эротическая драма Ангелины Никоновой “Портрет в сумерках” с Ольгой Дыховичной в главной роли.

Неадекватные итоги вдребезги разобьют Кинотавр
Мария Кравцова (Марика), Федор Бондарчук и Виктория Боня.

Поставив во главу угла конкурса этого года жанровое кино, отборщики, с одной стороны, упростили себе задачу, с другой — взвалили на себя дополнительный риск. Если в авторском кино у режиссера есть возможность спрятаться за формулой “я так вижу”, то, берясь за жанр, он такой возможности, конечно, лишается.

Борис Грачевский с женой. Фото: Геннадий Авраменко.

Так произошло с Романом Каримовым, наделавшим много шума со своим дебютом “Неадекватные люди”, снятым на минимальные средства. Тогда Каримову удалось почти невозможное: заставить актеров в российском кино говорить и поступать так, как говорят и поступают в жизни. На одной только животной естественности тот фильм, внешне недалеко ушедший от картинки обычного телесериала, держал в напряжении до самого конца. С тех пор Каримов решил попробовать себя в новом жанре — черной комедии под названием “Вдребезги”. С ней он впервые и попал в конкурс “Кинотавра”.

Богдан Титомир и Виктория Боня. Фото: Геннадий Авраменко.

Сделанный вроде бы по всем законам фильмов категории “Б”, бережно хранимым Квентином Тарантино, “Вдребезги” задумывался как три отдельные новеллы, переплетенные в одну ближе к финалу. В первой две девочки-подружки, сбежавшие из психушки, подсаживаются в фургон к маньяку и случайно прокалывают его шампуром на повороте. Во второй — злословный радиоведущий (Никита Дювбанов), делающий себе рейтинг на оскорблениях слушателей в прямом эфире, попадает в руки своих неблагодарных поклонников, которые намерены с головой закатать его в гипс. В третьей разыгрывается любовный треугольник — муж (Иван Николаев), жена (Равшана Куркова) и любовник (Артем Ткаченко), — разрешающийся с помощью отцовского пистолета. Что поражает больше всего, так это то, насколько все происходящее на экране катастрофически несмешно. А учитывая, что вторая новелла снята в подвале ночью, так еще и почти ничего не видно. Фильм оживает только ближе к финалу, когда режиссер начинает делать паузу между несмешными шутками, чтобы показать небольшие кусочки из жизни своих героев. Тогда-то обычный диалог двух героинь о мужьях и любовниках снова превращается в увлекательное зрелище, в котором интересна любая ремарка. Подобные проблески плюс удачный финал и действительно смешной Артем Ткаченко оставляют надежду, что ничего страшного не случилось, а талантливый режиссер просто промахнулся с жанром.

Андрей Мерзликин. Фото: Геннадий Авраменко.

Про еще один фильм конкурса — “Мой папа — Барышников” Дмитрия Поволоцкого — сказать практически нечего, кроме того, что он, конечно, вполне милый и скорее получился, чем нет. Главный герой Боря Фишкин — ученик балетного училища при Большом театре времен перестройки. Самый низкий и слабый в классе, он получает все возможные тумаки и подколы. Но однажды его мама (очень органичная с накрученными на бигуди кудряшками Анна Михалкова) приносит сыну кассету с записью выступления антисоветчика Михаила Барышникова, и дела Бори Фишкина резко идут в гору. Хочется надеяться, что и у сыгравшего его юного артиста Дмитрия Выскубенко все тоже сложится неплохо. Приз “Кинотавра” для него был бы вполне демократичным решением, учитывая невыдающийся уровень остальных мужских ролей. Хороши персонажи в “Громозеке” Владимира Котта, но их сразу три и они вполне равнозначны, а дать приз Федору Бондарчуку за роль двадцатилетней давности будет хоть и красиво, но все же нескромно.

Мария Кравцова (Марика). Фото: Геннадий Авраменко.

Зато с женскими ролями на “Кинотавре” пока нет никаких проблем. Здесь одна из фавориток — Ольга Дыховичная, сыгравшая главную роль в самом неоднозначном фильме фестиваля — “Портрет в сумерках” Ангелины Никоновой. Снимать пришлось собственными силами и на два фотоаппарата. Перед показом режиссер пояснила, что буквально заболела сценарием, который они написали в соавторстве с Ольгой Дыховичной. Только по-настоящему болезненной увлеченностью темой можно объяснить завидное упорство, с которым Никонова годами искала возможность снять историю изнасилованной женщины, влюбляющейся в собственного насильника. В фильме достаточно и концентрированного феминизма, и отвращения к жизни в принципе. Жесткая сатира то и дело проваливается в нудноватые монологи, а бытовые реплики без воли автора вызывают смех. Но не отменяет того факта, что для восприятия в полной мере фильм, кажется, доступен только женщинам, а также не рекомендуется к просмотру лицам до 16.

Юлия Снигирь и Максим Осадчий. Фото: Геннадий Авраменко.

Алена Бабенко. Фото: Геннадий Авраменко.