Таганка: кто на новенького?

Любимов пост сдал. Золотухин — не принял?

07.07.2011 в 18:42, просмотров: 9385

Точка в драме театра на Таганке поставлена: Департамент культуры подписал заявление Юрия Любимова об отставке. Что дальше?”Дальше — тишина”, как говорил Шекспир в трагедии “Гамлет”, кстати, некогда лучшем спектакле Таганки. Но той Таганки нет и не будет — это надо признать как факт.

Таганка: кто на новенького?
Еще недавно Любимов и Золотухин были вместе. Такой развязки никто не предполагал.

Таганка работает последнюю неделю. Обстановка — экстремальная. Худрука нет, заведующего труппой — нет: его освободил от должности еще Любимов. Заболела актриса, нужен срочный ввод — кто этим занимается? Вопросы сыплются как снег на голову — и в самом театре, и в театральной Москве.

Вопрос о будущем Таганки для “МК” комментирует замглавы столичного Департамента культуры Андрей Порватов:

— Вопросы ликвидации театра или его слияния с “Содружеством актеров Таганки” Николая Губенко не рассматриваются. Театр завершает сезон 15 июля спектаклем “Маска и душа”, актеры уходят в отпуск, в котором пробудут до 16 сентября. До этого момента временно исполнять обязанности директора будет назначенный Любимовым Сергей Коротченков. А с 16 июля вступает в силу новый устав, где разделяются полномочия директора и худрука.

Смотрите фоторепортаж по теме: Таганка: кто на новенького?
9 фото

— Какие-то кандидатуры уже рассматриваются?

— Я вам зачитываю официальный релиз: “В создавшихся условиях торопливость неуместна”. В театре будет создан худсовет для определения художественной политики театра…

— То есть им дается самостоятельность в этом вопросе?

— Ну как самостоятельность? Худсовет как худсовет. Он в каждом театре может быть создан. Как совещательный орган. Кроме того, будет создан попечительский совет, куда войдут все заинтересованные в будущем Таганки, — с ним тоже будем советоваться.

— До 16 сентября вопрос с худруком прояснится? Ведь сезон надо готовить!

— Нет. А как? Люди-то в отпуске будут. С каким советом нам советоваться? …

Тем временем в отсутствие решений и достоверной информации Таганку паутиной оплетают всевозможные слухи. Например, на Таганку могут вернуться два бывших ее популярных актера — Николай Губенко и Вениамин Смехов. Большие сомнения: у Николая Николаевича свой театр за стеной, увы, не блещущий художественными достижениями. Смехов давно вкусил радости автономного плавания в искусстве: ставит как режиссер, делает чтецкие программы, ведет на ТВ программу. Реальным кандидатом может стать только Золотухин. Звоним ему.

— Валерий Сергеевич, ответьте: вы согласитесь возглавить театр?

— Я в аэропорту, уезжаю играть спектакль. Не могу отвечать. Не время.

— И все-таки — если бы такое предложение поступило?

— Я не рвусь на эту должность. У меня есть театр в Барнауле. Это позорная страница нашего театра, и хотя бы с нашей, актерской стороны она должна быть закончена прилично.

В театре, как нам рассказали люди, новость об отставке своего худрука приняли спокойно, без особой ажитации. Чего ликовать и праздновать победу, если проблемы налетают одна за другой. Уже заморожен сайт театра — надо заниматься им, заниматься предстоящими гастролями спектакля “Антигона” в Грецию. Тут важно, что греки подтвердили участие в гастролях Таганки без Любимова, но отправлять декорации, делать визы и решать кучу организационных проблем кому-то надо. Кому?

Труппа однозначно хочет Золотухина. Артисты говорят: “Он человек театра, знает его как свой дом и в течение пяти лет разруливал все проблемы”. Золотухин — авторитет бесспорный, но есть ряд обстоятельств: он руководит театром в Барнауле, участвует в антрепризных спектаклях, наконец, ему 70 лет. Но возрастной фактор, похоже, не смущает его коллег: “Видели бы вы, как он бьет чечетку, танцует…” Танцует он действительно потрясающе, поет замечательно, но руководить театром — совсем другое дело.

По нашим сведениям, сегодня большая группа артистов Таганки идет в Департамент культуры, чтобы убедить культурное начальство в необходимости как можно скорее принять решение о назначении Золотухина как единственно реальной фигуры и уже сейчас начать подготовку к следующему сезону.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

• Что будет с Таганкой без Любимова?

• Какой худрук нужен этому театру — человек изнутри или назначенный сверху?

Евгений МИРОНОВ, худрук Театра наций:

1. Я не мыслю Таганку без ее основателя. Вот если бы он подготовил себе смену… Но это сложно, не может же он сам себя клонировать. И таких театров в Москве, да и в Санкт-Петербурге, много, которые страдают от теней своих создателей. Это беда, которую надо все-таки решать.

2. Я думаю, что это должен быть режиссер со своим видением, но близким духу театра. Который будет делать свой, концептуальный театр, и не факт, что эти артисты там останутся и ему подойдут. Нельзя же труп бесконечно подкрашивать.

Марк ЗАХАРОВ, худрук “Ленкома”:

1. Прежней Таганки быть не может. Сумеет ли оставшийся коллектив самоорганизоваться для продуктивного репертуарного русского театра — очень большой вопрос. Желаю им попутного ветра, но, кроме пожелания, у меня ничего нет. Событий, похожих на Таганку, на моей памяти не было.

2. Без ответа.

Евгений ПИСАРЕВ, худрук театра им. Пушкина:

1. Таганка не погибнет, но будет медленно и вяло доживать.

2. Брать худрука из недр театра — это гибель театра. Золотухин — прекрасный артист, но так можно было бы и на театр Станиславского пригласить Коренева. Театр может возродиться только с приходом нового, молодого, амбициозного художника с, подчеркиваю, неограниченными полномочиями. Мне непонятно, почему у нас все время рулят артисты. С режиссерами заключаются договора на год, а артистов из театра только если вперед ногами вынесут… они считают, что театр — это их вотчина, ну не странно ли? Если выберут все-таки Золотухина — это еще раз подтвердит недальновидную политику властей.

Андрей ЖИТИНКИН, режиссер:

1. Театр по определению вечен, и Таганка останется. Но это будет другая Таганка. Ведь и до Любимова она была, об этом почему-то забывают. Любимов навсегда уже останется мифом, грандиозной личностью — кстати! — XX века. А в XXI веке должна открыться новая история Таганки.

2. Это театр с очень яркой авторской режиссурой, и сейчас интереснее не ворошить прошлое и ни в коем случае не искать лидера из актерской среды. А привлечь яркого режиссера, что прекратило бы всю их рефлексию и отчеркнуло бы предыдущий этап.