Лауреат напугал жюри

Александр Лубянцев: “Я выбираю не зрелый, а осмысленный пианизм”

Он все-таки выиграл конкурс Чайковского — пусть неофициально, пусть с полускандалом, как любимчик зрителей и прессы, но факт остается фактом: Лубянцев — абсолютный чемпион по упоминаниям во всех информационных потоках, никто иной (даже победитель) не удостоился стольких споров и баталий вокруг своего имени. И вчера в клубе “Мастерская” ему был вручен диплом премии от критиков, одновременно на карточку “упала” сумма от фонда Прохорова в 150 000 руб.

Александр Лубянцев: “Я выбираю не зрелый, а осмысленный пианизм”

— Вчера я с удовольствием играл Чайковского, Листа, Скрябина, плюс пять бисов получилось. Так хорошо настроился. И еще будет концерт — а то в маленьком зальчике все желающие не уместились.

— Не кажется ли вам (как это обычно в западной практике), что критика и артисты должны быть на разных полюсах?

— Это и вправду несколько необычно: обычно критика критикует, а тут, получилось, поддерживает… Но я к тому никаких усилий не предпринимал, ни с кем не договаривался.

— Как вы относитесь к словам Мацуева, что Горовиц и Софроницкий не прошли бы и во второй тур, то есть тонкого человека затопчут?

— Тонкость — это красивые слова. А дело в том, что волевых и сильных не любят. И жюри не любит, и сами музыканты. Софроницкий никому в жюри не понравится. За то, что будет играть как индивидуальность. Сильная личность пугает. Даже я не люблю, когда кто то: «Ишь какой! Мне таких не надо!». Легче пройти другим людям. Чтобы выигрывать на конкурсах, нужно произвести впечатление, что ты ничего не можешь… то есть нет: можешь, но тихонечко.

— Вы постоянно говорите о России как о месте, которое не хотелось бы покидать…

— Я многое сделал для того, чтобы в России остаться. Мне здесь особенно хорошо и не жилось. Пришлось поработать над собой. Уехать-то было очень легко — даже жил одно время в Германии. Но, будучи там, постоянно скучал. Здесь и родители, четыре родные сестры, друзья. А когда мой педагог улетел из Германии в Америку, я тут же вернулся сюда, на этом история с заграницей закончилась. А вообще мне много где нравится — и в Бразилии, и в Австралии пожил бы.

— А здесь было некомфортно?

— Сейчас лучше. Хотя бы армия не висит, военный билет получил. Мне просто очень хотелось учиться в России, чтобы поддерживать свою культуру, продолжать ее. Нельзя же взять и наплевать на все.

— Как складываются ваши отношения с современной музыкой? На мой взгляд, между нею и исполнителями пропасть…

— И я с нею буду связываться лишь по большой любви. Кстати, пьеса Щедрина, звучавшая на конкурсе как обязательное произведение, мне понравилась. Но не понравилось то, что мне за нее не дали специального приза. Поэтому в свой репертуар включать не буду — зачем? Часто современную музыку не поиграешь — это, как известно, нелегко и для публики, и для исполнителя. Создается взаимное напряжение. Но играть это выгодно для исполнителя…

— Это его обогащает?

— Только финансово.

— После конкурса стало больше концертов?

— Да-да, много предложений. Но дело не в количестве. Есть зрелый пианизм, а есть осмысленный. Нельзя играть без смысла.

Материалы по теме: "Медаль Даниила первого"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру