Маэстро взял на вооружение

Невероятный концерт для пушек, стрелков и БМП сыграют близ Больцано

Сыграть “на городе”, как на музыкальном инструменте, использовать все его звуки, трели и крики в качестве монолитного произведения — вот задача! В 1922-м это один раз удалось легендарному пролеткультовцу Арсению Авраамову: композитор для своей “Симфонии гудков” использовал “дыхание” Баку — со всеми паровозными свистками, выстрелами, ревом самолетов etc. Минуло почти 90 лет. Сумасшедшая идея тихо тлела. И вот в сентябре готова выплеснуться наружу в 70-минутном опусе VOICITY питерского мастера Бориса Филановского: эксклюзивные подробности — из первых рук в “МК”.

Невероятный концерт для пушек, стрелков и БМП сыграют близ Больцано
фото: Борис Филановский

Название Борисова опуса, понятно, из двух слов — «голос» и «город», хотя буквально никак не переводится. Это своеобразный оммаж, посвящение авраамовской «СГ», полноценно «исполненной» в Баку (позже, в Москве и в Нижнем, опыты не удались). Тогда, в 1922-м, на крышах стояли краснофлотцы, размахивая флажками — сигналили, кому что делать. Их приказу подчинялись заводы и фабрики, Каспийская флотилия подавала «голоса», плюс многочисленные жители пели и ударяли в такт... Авраамов изобрел даже новый сверхгромкий инструмент «магистраль» (полсотни паровозных гудков), чтоб «Интернационал» проникал до самых печенок. Куда там нынешним перформансистам!

— Да-а, привлекательная штука, и вы тоже о подобном мечтали?

— Ну как — мечтал? — отвечает Борис. — Инструмент — это уже послание. Пишешь ты на компьютере или руками — это уже часть содержания твоей музыки. И первоначальная идея — «транспонировать» симфонию Арсения из Баку в современный город. Кстати, у Кейджа был отдаленно схожий перформанс, когда четыре поезда отъехали от Рима в четыре разные стороны, и в каждом сидел оркестр. Этакая виртуальная музыка, равно как и у Авраамова: звуковую картину в целом никто тогда услышать не мог (позже аудиопалитра была реконструирована Сергеем Хисматовым).

Борис Филановский. Фото: Николай Никифоров.

— Ну и что, можно сыграть на целом городе?

— По большей части, замысел утопический: одних только логистических проблем невпроворот. Западный город по-иному устроен: промзона вынесена далеко из центра, сложно организовать трафик гудящего транспорта... Но итальянский фестиваль Transart предложил реализовать схожую мысль на заброшенной альпийской военной базе Caserma Druso при городке Шландерс, в 80 км от Больцано. Это почти уже Швейцария. Место сильное. Пришел я на этот плац 100×100 метров, окруженный казармами... А дальше директор феста Петер Пауль Кайнрат предложил выбрать «музыкальные инструменты».

— А именно?

— «Ивековские» бэтээры (реальные танки!), джипы, мотоциклы, асфальтоукладчики, газонокосилки, бетономешалки, разнообразную строительную технику с сиренами. Из настоящих инструментов взял только две трубы и два тромбона. Как это всё должно заработать? Техника собирается вокруг плаца (в центре — зрители, которые где хотят, там и ходят). У всех участников (а их 46 человек, как и источников звука) — хронометры; строго в свою очередь, по партитуре, каждый исполнит свое — будет реветь, гудеть, ездить по дорожкам.

...Причем местные музыканты сыграют на специальных металлоконструкциях, которые уже заказали в Больцано. Плюс пригласили корпус альпийских стрелков — те выстрелят из двух пушек. Восемь стадионных динамиков по периметру всё усилят. И это на 1 час 10 минут; зрителей предполагается тысячи полторы...

— Репетиции пройдут в последний момент. Пока всё опробовали, пощупали. Скажем, грозный БМП ревел и плевался дымом. А мне было надо, чтоб он быстро включался и выключался. «Это, — слышу в ответ, — если только двигатель разогрет». Пришлось брать другую «особь».

— Было ли понимание со стороны рабочих, шоферюг, что пробег по плацу наполнен высоким смыслом?

— Итальянцы, у которых, грубо говоря, 8 классов образования, реагировали так же, как реагировали бы и у нас, то есть с безграничным удивлением в глазах: «Что это за хрен с горы, и на кой он взял бетономешалку?» Но как только появлялся человек уровнем выше, скажем, начальник смены, — я моментально ощущал иную образовательную планку, уважение и понимание. Еще интересно, что солдаты будут стрелять только из пушек — никакой пальбы в воздух из личного оружия. Генерал это прокомментировал так: «не желаю, чтоб мои люди стояли с винтовками» — не комильфо, не хотят рекламы милитаризма. Это меня просто сразило.

...Итак, маленький Шландерс готовится к премьере опуса века. Многие жители задействованы в качестве волонтеров. Профессиональных музыкантов минимум. Цель — поразмышлять над гармонией звуковой среды, найти себя в этом необычном музыкальном единении. Получится ли — совсем скоро узнаем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру