Петр Зайченко — человек и кинофильм

Выборг подвел итоги фестиваля “Окно в Европу”

— Во всей программе мы не нашли художественного результата, который бы нас объединил и мы бы решили, что вот он — лучший фильм, — сказал на закрытии председатель жюри фестиваля «Окно в Европу» Михаил Агранович. — Но мы единодушно согласились, что если уж необходимо вручать Гран-при, то достоин его именно Петр Зайченко.

Выборг подвел итоги фестиваля “Окно в Европу”
фото: Лариса Камышева

Такое произошло впервые: главную фестивальную награду получил не фильм, а человек.

— Какой фильм-то наградили? — недоумевал Валерий Баринов.

Кругом тот же самый вопрос задавали друг другу и остальные зрители церемонии закрытия. Тут на сцену во дворе Выборгского замка поднялся главный лауреат.

— Спасибо жюри и фестивалю, — поклонился Петр Зайченко. — Мне как провинциальному актеру, живущему в Волгограде, тусовки не хватает, а тут я насладился сполна, да еще фильмов много посмотрел, а теперь вот и главную «Золотую ладью» повезу домой.

Выборг подвел итоги фестиваля “Окно в Европу”

Выборг подвел итоги фестиваля “Окно в Европу”

Смотрите фотогалерею по теме

И тут же, несмотря на полную неожиданность вердикта жюри, все сразу согласились, что это было единственно верное решение. Петр Петрович Зайченко весь фестиваль был всеобщим любимцем. Он сам как хорошее кино. Веселый, обаятельный, отличный рассказчик — Петрович, как его все звали, был в Выборге душой любой компании. А в кино Зайченко умеет поразить абсолютной органикой и дарованием большого диапазона. Он мощно сыграл главную роль деда-старовера в круто замешанной драме Славы Росса «Сибирь. Монамур» о странностях русской души. Здесь проявились трагические стороны его актерского таланта. В степной саге Олега Погодина «Дом» Зайченко блеснул характерностью и юмором. Впрочем, его персонажу в этом густонаселенном отличными актерскими работами фильме тоже выпала трагическая судьба. Был повод вспомнить и самую первую роль Петра Зайченко в фильме «Плюмбум, или Опасная игра» Вадима Абдрашитова: «Окно в Европу» отметило 30-летие этого знакового фильма.

Номинаций «Лучшая мужская и женская роль» в регламенте Выборга нет, если отмечают артистов, то в каких-то особых случаях. На этот раз призом имени Станислава и Андрея Ростоцких наградили Полину Кутепову — за искренние зрительские слезы, которые она вызвала своей игрой в мелодраме «Дом ветра».

Больше всех на церемонии закрытия волновался Алексей Гуськов. В Выборг он прилетел из Локарно, где на Пьяцца Гранде вне конкурса прошла с большим успехом мировая премьера военной драмы «Четыре дня в мае».

— Там я тоже трепетал перед показом, но еще больше мне было важно увидеть, как примут фильм в России, — признался Алексей. — Я безумно счастлив, что зрители реагировали так, как мы и мечтали, затихали в напряженные моменты, аплодировали в конце.

«Четыре дня в мае» — совместная продукция России—Германии—Украины. Поставил фильм немецкий режиссер Ахим фон Боррис, ставший известным после европейского хита «Гуд бай Ленин!». Алексей Гуськов сыграл роль бывшего штрафбатовца и выступил как продюсер с российской стороны. В Выборге «Четыре дня» завоевали третий по «выборгскому счету» приз зрительских симпатий с формулировкой «за смелость». Что справедливо: сюжет фильма, а главное, его развязка во многом переворачивают наши стандартные представления о кино и немцах, когда речь идет о войне.