Напомним историю вопроса: в августе музыканты оркестра написали письмо в Минкульт с просьбой об увольнении Горенштейна с поста худрука за «недолжное с ними обращение». Интересно, что перед назначением Горенштейна на пост худрука Госоркестра в начале
Марк Горенштейн еще раньше назначил на 29 сентября пресс-конференцию, которую он после выхода указа о его снятии не отменил.
— Ситуация была создана искусственно, ее разогревателем стали министр культуры и его так называемый заместитель по музыке. Зачем — я не знаю. Были слухи, что мою должность просто продали, как продают шубу, машину. Зачем? Не знаю, — рассказал Марк Горенштейн на этой пресс-конференции.
Сказать, что он вел себя эмоционально, — ничего не сказать. Ситуация превращается в открытое противостояние Марка Горенштейна и Министерства культуры в лице Александра Авдеева. Марк Борисович изложил всю историю вопроса: поездка в Японию, от которой отказалась половина музыкантов оркестра, звонок от Шалашова («они вынудили меня взять больничный»), бесконечные письма за подписями музыкантов, похороны Николая Петрова, куда никто от Минкульта просто не пришел...
— Дальше на наш худсовет пришел человек от Минкульта. Она просто сидела, но чтобы на внутренний совет приходил чиновник... Дальше Минкульт отменяет концерт в консерватории за 22 дня до него — зная, что я на больничном. Так не бывает, чтобы отменили концерт, не спросив организатора.
Горенштейн подробно рассказал о той позавчерашней «итальянской забастовке»: 4 человека сидели на сцене, а все остальные — в зале. Никто не собирался репетировать. «Наш юрист говорит: это саботаж работы, нарушение Трудового кодекса. Чиновница говорит: у меня нет полномочий кого-либо увольнять. И вот мы так сидим. Причем музыканты знают: как только я дойду до Минкульта, меня уволят».
Марк Горенштейн в скором времени подает иск к Министерству культуры — считает свое увольнение незаконным. Кому конкретно он будет адресован и в чем именно заключаются претензии — пока это тайна юристов Горенштейна. О новом месте работы Марк Борисович не беспокоится («у меня много предложений в России и за рубежом»).
Как ситуация разовьется дальше, остается только предполагать. Резкие высказывания Горенштейна о Министерстве культуры в целом и об Александре Авдееве в частности («непрофессиональное поведение», «министерство никому не нужно», «такого министра у нас еще не было», «разыгрывал из себя демократа»...) ведомство вряд ли оставит без ответа.
Вопрос личных отношений или, возможно, ошибок в отношениях с коллективом не обсуждается. «Музыканты и дирижер — по сути антагонисты, важно не дать им сказать „фас“. Я не буду работать с этими предателями».