Идиш-шмидишь русский рок

Музыкальная провокация от “Аукцыона”

“И что вы, собственно говоря, имели в виду?”. С такого вопроса в последнее время начинаются многие интервью участников “Аукцыона” по поводу нового альбома “Юла”. Музыканты в ответ, как правило, жмут плечами и говорят, что все как-то само получилось. А получилась, наверное, самая громкая музыкальная провокация сезона.

Музыкальная провокация от “Аукцыона”
фото: Марат Абулхатин

По всем местным правилам этот коллектив уже давно нужно записать в легенды русского рока. В ноябре они отметят 28-ю годовщину со дня своего первого концерта под вывеской «Аукцыон», в прошлом и нынешнем веке группой в целом и ее отдельными участниками записаны альбомы, которые в грубом приближении можно назвать весьма важными в общекультурном смысле, их концерты по-прежнему вызывают массу эмоций, причем происходит это не по инерции. Но вот ведут себя Федоров и Ко как-то безответственно и не по статусу. Рок-легенды у нас передвигаются на больших машинах с полицейским сопровождением, просиживают штаны в кремлевских кулуарах, несут по ящику всякую великодержавную чушь. Удивительно, но, несмотря на такую занятость, у них остается время на музыку, правда, результаты музицирования слабо намекают лишь на то, что основные навыки пока не утрачены. Не более.

С «Аукцыоном» все иначе. Эти бомжеватого вида граждане в проповедники не навязываются, революцию готовы устраивать лишь в собственных головах и по-прежнему уверены, что своей деятельностью развлекают прежде всего себя, любимых, а не каких-то поклонников. Но при всей асоциальности музыканты, возможно, абсолютно помимо своей воли, являются настоящими патриотами, потому что проявляют к фольклору страны, где они родились, куда больше внимания, чем ряженые коллективы, пользующиеся господдержкой. «Юла» — один из самых русских альбомов «Аукцыона». Все 11 песен пластинки в чем-то романсы и очень близки каждому, несмотря на то, что многим может показаться, что в уши им запихивают какую-то невнятную кашу из слов и звуков. Близки прежде всего потому, что невнятность имеет прямое отношение к тому, что принято называть русской метафизикой. Львиная часть того, что ежедневно происходит вокруг нас, вызывает, по крайней мере, недоумение. Это нельзя объяснить с позиции того, что принято считать здравым смыслом. С «Юлой» та же история. Почему песня «Метель», которая начинается как поп-шлягер, вдруг попадает под жуткий авангардный пресс и разваливается на куски в режиме реального времени, почему хор в припеве сочинения под названием «Кожаный» звучит как стон всех городских маргиналов, почему Олег Гаркуша, которому на этой пластинке отданы три песни, так жутко кричит и с такой гордостью декламирует «На мне отдыхает природа,/ В семье не без урода».

Объяснение этому скорее всего одно. Есть подозрение, что когда музыканты придумывали эту пластинку, то они ничего не раскладывали по полочкам в духе «вот это подойдет для одной радиостанции, это для другой, вот песенка для телевизионного праздничного концерта, а это задумывалось как дуэт». Вместо унылого маркетинга предлагается безрассудное хулиганство. Икра прямо из ведра вываливается в глубокие тарелки — ешьте, гости дорогие. Очень по-русски.

В последнее время неоднократно высказывалась мысль о том, что такой подход к сочинению музыки является единственным способом вырваться из плена технологий и избежать диктата музыкальной моды. Анархия, которая царит на «Юле», иногда просто восхищает. Каждая песня с фигой в кармане, угадать ничего невозможно, и час времени, который нужно потратить на альбом, в итоге проходит совсем незаметно. Если участники «Аукцыона» хором сошли с ума, то это самое интересное музыкальное сумасшествие, которое случилось на наших глазах в последние годы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру