Оговоримся лишь, что тогда, в «Пещере» битлы выступали в неклассическом составе — Ринго Старр придет после, пока «вместо» него «бил» Пит Бест. Собственно, прослушанный за кулисами диск Эпстайну не очень понравился, но манера ребят совершенно его очаровала, как позже напишет — «между нами проскочила искра», что-то необычное было в этих неопрятных, курящих во время игры чудаках, которые постоянно поворачивались спиною к зрителю, пытаясь друг другу отвесить тумака. Брайан Эпстайн стал первым продюсером «Битлз», с которым «ливерпульская четверка» покорила мировой музыкальный Олимп, он держал в руках все финансы и оргвопросы группы вплоть до своей скорой смерти в 1967-м в возрасте 32 лет.
Итак, сегодня мы еще раз вспоминаем о «Битлз» вместе с известным знатоком творчества группы Эркином Тузмухамедовым.
Эркин, что же «Битлз» дали миру?
На этот вопрос никто так и не смог ответить, хотя многие пытались. Они являют собой счастливое стечение талантов, это пример дикой синергии, аналогов которой в мире нет. Джон Леннон и Пол Маккартни не только произвели самое большое количество хитов; они как губка впитывали всё вокруг себя, перерабатывали и в результате возглавили буквально все направления общественной жизни. Взять те же длинные волосы, — не они новую моду открыли, но они ее задавали. Не они придумали рок-н-ролл, но они его сделали коммерческим, массово приемлемым.
И каждый их шаг революционен...
Абсолютно: взять тот-же «Белый альбом». Белая обложка с тиснением — полная противоположность «Черного квадрата» Малевича. А внутри — вся антология популярной музыки XX века, то что было, и то, что будет. Первое произведение, написанное в духе тяжелого металла — Helter Skelter Пола Маккартни. Такой музыки еще не было в природе, он уже тогда показал то, что сейчас играют все эти металлические группы. Джон Леннон написал Revolution 9 – через эту электронную экспериментальную музыку он показал, каким будем сэмплирование. Кроме них в альбоме есть композиции, по стилю пересекающиеся с водевилями 20-х годов XX века, американской кантри-музыкой 30-40-х гг., там есть всё! И они это сделали непреднамеренно, но легко так и играючи.
А остальные это брали, пережевывали и развивали?
Конечно! «Битлз» были настолько щедры, что каждый находил, что у них можно уворовать и подать по-своему. Если посмотреть, что делает вся современная музыка — это одно, максимум два хороших произведения в альбоме, остальное — шлак. У «Битлз» шлака практически нет. Любая их песня для иного артиста стала бы центральным произведением альбома. Кроме того, они стали петь о таких вещах, на которые раньше было табу. Например, про измену.
А в политике?
Джон Леннон очень много сделал для того, чтобы прекратилась война во Вьетнаме, с легкостью написав песни, с которыми демонстранты-пацифисты шагали по всему свету... Джордж Хариссон не первым обратил внимание на индийскую музыку, но в тот момент он был частью музыкального явления, которое не имело аналогов в истории человечества, поэтому слушали его, а не кого другого. Если бы не Харрисон, у нас не было бы на каждом углу всех этих йога-центров и прочего...
А Ринго?
Джон Леннон, уже после распада «Битлз», говорил о сложных отношениях с Маккартни, с какими-то претензиями выступал к Харрисону, а про Ринго сказал: это единственный, кто меня заботит. Потому что Ринго — это просто такой рубаха-парень с приземленным юмором, с доброй душой. Но как творческая единица он был не у дел. Поэтому Леннон ревниво относился и к Маккартни, и к Харрисону, чувствуя в них большую творческую потенцию, а к Ринго не чувствовал никакой профессиональной ревности, дружил с ним. Ринго написал всего две примитивных кантровых песни. Но как барабанщик — он гений. Пусть не такой техничный, как все современные ударники, но если убрать из Come Together красивую по рисунку партию Ринго — песни просто не будет. Я слышал разные версии в исполнении иных, более виртуозных барабанщиков, — получается скучно.
А нельзя ли с «Битлз» в чем-то сравнить «Аббу»?
«Абба» — это коммерчески грамотная поп-музыка, которая, однако, абсолютно ничего нового не дала миру. Просто красивые песни о любви. Никакого социального влияния они не имели. И подобных «Аббе» было много — того же Элвиса Пресли можно сравнить с «Аббой», или Майкла Джексона, по своей бессмысленности и никчемности они сопоставимы.
Можно ли выпустить из тюрьмы Марка Чапмэна?
Не знаю. Йоко Оно заявляет, что она опасается за свою жизнь и жизнь своих детей. Наверное, это обоснованно. Но если бы он вышел, я думаю, нашлось бы много людей, которые не дали бы Марку Чапмэну спокойно жить.
То есть его убили бы?
Прямо убить — вряд ли, все-таки «Битлз» были против насилия, несли хипповский лозунг любви. Но в покое бы не оставили. Поэтому ему спокойнее жить в тюрьме...
Писать книжки...
Ну да, что-то из серии «как я убил Джона Леннона».
Если бы Леннона не убили — «Битлз» могли бы еще объединиться?
В 1981-м (это уже постбитловская история) Ринго Старр хотел записать альбом, куда рассчитывал позвать всех музыкантов. Джон Леннон должен был там играть и теоретически воссоединение было возможным. Тем более, по тем временам им предлагали какие-то невероятные деньги за это. Но после убийства все это стало невозможным. Но Ринго Старр и Пол Маккартни по-прежнему гастролируют, — и нет ни одного артиста в мире, который так спокойно, профессионально и долго держал бы людей одним собой как Пол Маккартни. Никакой Никитин или Митяев не могут держать в напряжении 100 000 человек только на акустической гитаре и своих песнях. Нет в мире таких артистов больше. Так что назвать 69-летнего Пола или 70-летнего Ринго престарелыми ни у кого язык не повернется...
Ролинги тоже вполне активны...
Ролинги как раз производят впечатление уставших старых пердунов. Как бы Мик Джагер не прыгал по сцене — они абсолютно выжатые как лимоны и потрепанные жизнью. Чего никогда не скажешь о Ринго и Поле.
Англия, которая почти не дала миру крупных классических композиторов (исключая Перселла, Бриттена), однако ж оказалось такой плодовитой на поп и рок-музыку.
Мы сейчас забываем, что тогда, в 60-е была куча талантливых музыкантов из Ливерпуля. Но они как играли эту свою попсу, так дальше и не развивались. А «Битлз» развивались постоянно. Каждый их альбом выводил современную музыку на новый уровень...