«Елена» непрекрасная

Телевидение оказало нам медвежью услугу

На федеральном телеканале показали «Елену» Звягинцева. Причем, «на хвосте» ее кинопроката, что в общем неправильно для судьбы картины, еще даже не вышедшей на лицензионных DVD и Blu-Ray. Можно сказать, ТВ оказало и нам, и создателям фильма медвежью услугу. Смотреть эту картину надо на большом экране. Сделана она по законам профессии безупречно, потому перерывы на «пописать» и съесть бутерброд режиссер Звягинцев в нее не закладывал. А значит, те, кто смотрел «Елену» по «ящику», получили приглушенный вариант — быть может, уловили суть, но не могли оценить единство формы и содержания, что так ценно в новой работе любимца Венеции и Канн. Людей лишили выбора — даже те, кто хотел посмотреть без перерыва на рекламу, конечно, не выдержали и включили телевизор.

Телевидение оказало нам медвежью услугу
Фото: kinopoisk.ru

Ушло главное — настроение фильма, переданное ровным и одновременно тревожным ритмом; поглощение зрителя музыкальным рядом, нарастающим почти до предела восприятия — еще немного и оглушит, сменяемым звуками быта и улицы — теми, что мы слышим каждый день. Не произошло погружения, снят лишь поверхностный слой. Высокую трагедию форма телеподачи перевела в ранг социальной драмы.

А история вечная, история страшная и обычная одновременно. Елена не могла сделать иной выбор. Ее решение предопределено всем ходом истории — у цельных натур всегда побеждает голос крови. Кровь ищет своему потомству еду и кров. Проигрывают те, что ставят себя выше естества — отец и дочь, более поглощенные ежеминутной суетой и тратящие отпущенное им время — с позиции живущих по законам, идущих от нутра, — на пустяки. Дочери просто лень занять себя еще чем-то, кроме развлечений, алкоголя и валянья на диване. Отец в силу возраста выбирает бодрящие процедуры — занятия в элитном фитнесс-клубе, где можно и дряхлые мышцы подкачать и на холеных дам в обтягивающих майках поглядеть.

Смелость и точность фильма в обыденности, с которой показано убийство. Один мой знакомый - обеспеченный мужчина, живущий полнокровной жизнь отца, мужа и хозяина своего дела, вышел после сеанса с ужасом в глазах и сказал: «Даже жить после этого фильма не хочется». Звягинцев попал в яблочко. В смутные времена голос крови не выбирает средства, когда идет к цели. Если потомству что-то угрожает, мать идет напролом. У Звягинцева богатый муж не дал взятой из бедных жене денег на обучение и избавление от армии ее внука. А значит, лишил продолжения ее саму. Да еще объяснил ей, что тем самым воспитывает ее и ее потомков, самих не способных ни думать, ни действовать. Вот она ему и показала, что умеет не только кашу по утрам варить. И никаких мук совести. Только минутное замешательство — уничтожить все, что может помешать цели, быстрее сжечь наброски к завещанию, написанному не в ее пользу. Конечно, испугаешься. Когда вспомнишь всех, кого ты — для их же вроде блага! - унизил. Вот вам и революция на уровне быта. Задавленному до уровня плинтуса терять нечего. Из этого положения два выхода: жить или умереть. В нынешних условиях, когда стало окончательно ясно, что сверху никто о тебе ни то, что не позаботится, но никем, кроме себя, в принципе не интересуется, женщина-мать принимает решения сама. Она двигает историю, расчищая дорогу своей крови и только способность продолжать род для нее - смысл жизни. Не важно, что сын умеет только пиво дешевое пить, да с балкона плевать, главное, детородный орган работает и жена исправно зачинает.

Замечательны актерские работы в «Елене». Исполнительница главной роли больше известная театралам и любителям сериалов Надежда Маркина номинирована Европейской киноакадемией в категории «Лучшая женская роль». Компания соперниц приличная — Кирстен Данст и Шарлотта Генсбур (обе — за «Меланхолию» скандалиста Ларса фон Триера). Точен Андрей Смирнов, сыгравший палача, ставшего жертвой. Прекрасна Елена Лядова в роли циничной от ума дочери главного героя — молодая талантливая актриса с большим будущим, если повезет ей с хорошими режиссерскими руками (внимательные к современному авторскому кино помнят ее по удачному дебюту в «Солдатском декамероне» Андрея Прошкина и по первой серьезной заявке на драматическую роль в ленте Алексея Мизгирева «Бубен, барабан»). Не отпускает камера Михаила Кричмана, снискавшего интерес и известность в мире большого кино далеко за пределами России, благодаря своим предыдущим работам с тем же Андреем Звягинцевым («Возвращение», «Изгнание») и Алексеем Федорченко («Овсянки»). Приятно, что режиссер Андрей Звягинцев не дал признанию задушить свой талант и этой работой, ухватившей время за суть, возведя историю семьи до портрета страны, показал нам зеркало: смотрите, вглядывайтесь, думайте, - вам жить или умереть.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру