Первым «МК» дозвонился до худрука Большого Сергея ФИЛИНА.
— Ваня и Наташа подписали контракт с Михайловским театром, это решение назревало. Я как худрук работаю с 18 марта, и передо мной постоянно вставал вопрос: приедут они — не приедут, будут — не будут. В этом сезоне Наташа должна была отсутствовать в театре около 5 месяцев. Как можно говорить, что они не могут развиваться в театре? Я дал Ивану возможность станцевать в «Жизели». В декабре у Васильева новая премьера «Арлезианки» на вечере памяти Ролана Пети, а у Наташи премьера «Щелкунчика». В январе мы с Григоровичем предложили ей выступить в партии Авроры, в премьере «Спящей красавицы». Она сказала, что не может, поскольку в это время танцует в ABT (Американском балетном театре). Никаких конфликтов у меня с ними нет и не было, да и не могло быть! Потому что я их очень уважаю! Они прекрасные артисты, и я их всегда поддерживал. От их продюсера Сергея Даниляна у меня есть их личный план выступлений, составленный аж до конца июля следующего года. Здесь все прописано, и театр старался идти им навстречу. Это их выбор. И они его сделали.
— Может быть, театр предложит им гостевой контракт?
— С 1 декабря они артисты Михайловского, то есть спектакли, которые им предложит Большой, будут уже в рамках гостевого контракта: они могут сказать «да» или «нет», но двери театра для них всегда открыты!
Гендиректор Михайловского театра Владимир КЕХМАН:
— Как ни удивительно, этот процесс шел очень давно. Первый раз мы поговорили с ребятами, когда была тоже определенная атмосфера безвластия — переходный период после Ратманского, приход Бурлаки и т.д. Одним из основополагающих мотивов перехода ребят стала работа у нас в театре Начо Дуато.
— Но ведь пластика этих артистов, по-моему, не совсем ляжет на текучую хореографию Дуато. Ваня — героический танцовщик.
— Как раз вы и увидите, что это не так. Это очень большие артисты. Начо Дуато уже имеет в голове два проекта, которые будут поставлены на Наташу и Ваню. Это важно для него в первую очередь: сколько можно танцевать Спартака? Они не нужны в Большом театре и нынешнему балетному руководству не нужны. Они и так редко выступают. Где вы их в последний раз видели? Опять в «Дон Кихоте»? Или нынешняя премьера «Спящей красавицы»? Ни в одном составе Наташи нет.
— Что вы пообещали Осиповой и Васильеву, чтобы они смогли согласиться?
— Вы знаете, после интервью господина Иксанова для ТВ я вам честно скажу, что, мне кажется, «король-то голый». Что сегодня происходит в Большом? Когда директор Большого театра говорит об атаке на государственный театр какого-то частного бизнеса — что это за подход? Что касается ребят, то мой подход к любому артисту такой: наш партнер выделил нашим основным танцовщикам, певцам квоту. Порядка 10 квартир. Они будут переданы им в Петербурге в течение трех лет. Частично это будет бесплатно, а часть они будут платить своими деньгами. Условия, которые получили Осипова и Васильев, абсолютно идентичны условиям, которые есть у всех наших ведущих солистов.
— То есть большего вы им не предложили?
— Они получают ровно такой же гонорар, как и Светлана Захарова, которая будет выступать у нас на «Спящей красавице». Как Лакарра. Это и есть рынок. Если б вы знали, какой гонорар я предлагал Дэвиду Холбергу, и он почему-то не принял мое предложение и ушел в Большой. Это означает двойной подход — Холбергу они платят любые деньги и квартиру дают, и все, что угодно. А Наталья Осипова и Иван Васильев? Почему я не могу предложить тоже квартиру? Основное, что они получат, будет квартира в Москве. Но она будет приватизирована только в том случае, если они выполнят этот
— А зачем им квартира в Москве, если они собираются работать в Михайловском театре?
— Но жить-то они будут в Москве. У них родители в Москве.
— Что можете сказать по поводу «гостевого контракта» в Большом?
— Это же полное вранье. Им ни один человек не позвонил и ничего не предложил. А вместо этого позвонили Ваниной и Наташиной мамам, чтобы они получили обходной лист и шли увольняться.