Арт-группа «Война» берет подачки от чешской власти?

Запрещенный художник Авдей Тер-Оганьян из Праги: «Этот союз - скотство»

Резкой критике от друзей по цеху подверглась акция арт-группы «Война» на набережной Яроша и Эдварда Бенеша в Праге. Там, усилиями идеолога «Войны» Алексея Плуцера-Сарно, были размещены большие баннеры с фотками прежних скандальных акций под общим названием Voina Wanted. Выставка… оказалась разрешена властями, что совершенно не в стиле радикальной «Войны». Мало того – мэр Праги Богуслав Свобода лично приехал на вернисаж. Художник-политэмигрант Авдей Тер-Оганьян, живущий в Праге 10 лет, в интервью «МК» назвал союз «Войны» с властью скотством.

Запрещенный художник Авдей Тер-Оганьян из Праги: «Этот союз - скотство»
Фото: obtaz.narod.ru

…Чтобы было понятно – несколько слов о самом Тер-Оганьяне. Последний скандал с Авдеем случился в 2010-м, когда Минкульт с Росохранкультурой изъяли его остроумные работы перед отправкой масштабной выставки во Францию, в Лувр: на плакатах под супрематическими квадратиками и полосками стояли подписи вроде – «это произведение направлено на возбуждение религиозной вражды» или «это произведение призывает к насильственному изменению конституционного строя в РФ». Вынужденный эмигрировать Тер-Оганьян по сей день является одним из самых влиятельных европейских художников «маргинального круга», не прогнувшихся ни перед кем. Ему-то мы и звоним в Прагу.

Но прежде – комментарий от самого Алексея Плуцера-Сарно:

– Связывались ли вы лично с мэром Праги Богуславом Свободой?

– Мы делаем акцию публичной, широко освещаем ее в СМИ, но
 специально никого не просим о поддержке. Мы провели акцию в чешском
городе Йыглава и о ней узнали интеллектуалы из Праги. Так что с новым
 мэром Праги Богуславом Свободой мы лично не встречались. Он сам
изъявил готовность поддержать нашу акцию и лично явился на набережную
, где собственными руками помогал монтировать баннер с
 портретом Олега Воротникова за решеткой.
Я был наверху, на мосту, а внизу была
 активистка группы Яна, она-то и общалась с мэром.


Яна Сарна:

– Я поблагодарила его за поддержку нашего протеста, а
 мэр сказал, что любит наши акции и рад поддержать группу «Война». Как раз в этот момент Плут развернул с моста
гигантский баннер в 48 квадратных метров, который с шумом перекрыл всю
 набережную, мэр ахнул и побежал ему помогать.

– Какая-то реация со стороны Интерпола последовала после появления плакатов?

Отвечает Плуцер-Сарно:

– У Интерпола не бывает реакций. Это абсолютно бессмысленная 
организация, которая не ведет никаких расследований, а просто тупо 
хватает людей, которых любые коррумпированные “мусора” из любой
 тоталитарной страны требуют арестовать. Они вообще не выясняют, кого
 хватают и почему. Полный абсурд.

– Какие отзывы были на пражскую акцию?

– Был много журналистов, много интервью, Плут был даже в
новостях в прайм-тайм в зомби-ящике, – говорит Яна Сарна.

– Люди реагировали весело, – добавляет Плуцер, – тем более, что кроме баннера с портретом
 Олега мы вывешивали «Литейный ...» и «Дворцовый переворот» четырехметровой 
ширины. Смотрелось смешно, особенно на фоне ратуши и мэрии. Мэр Праги 
тоже посмеялся.

– Какие страны и города готовы поддержать вас в будущем?

– Мы не просим поддержки, – говорит Алексей, – мы ее сами берем и осуществляем. Акция
 будет идти по всем городам Европы пока мусора не оставят в покое «Войну»
и всех художников в России. Сейчас мы едем в Хельсинки, а потом в
Копенгаген.

…Казалось бы, намерения благие, но Авдей Тер-Оганьян неожиданно, хотя взвешенно и трезво, идет с коллегами вразрез:

– Вы как очевидец события можете описать реакцию людей на баннеры в поддержку «Войны»?

– Во-первых, надо иметь ввиду, что чешская общественность в целом получает информацию о России крайне негативную. Каждую осень везде – в газетах, журналах – появляются фотографии русских танков в Праге (1968 год). Эта тема «русские – оккупанты» здесь муссируется до бесконечности. Когда был военный конфликт с Грузией, газеты писали – «сегодня русские танки в Грузии, а завтра они будут в Праге», «это уже было, это повторится!». На полном серьезе. Такая вот «правая пропаганда» сверху. Ну это понятно: все страны Восточной Европы право либеральны – все они за Америку, за НАТО.

– То есть даже вы, будучи диссидентом, признаете, что в отношении России идут перегибы?

– Однозначно. И вот на этом фоне появляется «Война». На презентацию которой приходит мэр Праги – представитель правой Гражданской демократической партии ODS, вроде «Единой России».

Ну я и задал Плуцеру вопрос – «почему вы клянете российскую власть, и в этом я вас поддерживаю, а тут принимаете подарок от мэра, разрешающего вам бесплатно разместить на щитах баннеры?». Может тогда надо было подружиться и с Лужковым в Москве, он бы тоже разрешил что-то повесить? То есть в России – «власти руки не подадим», а тут – все в порядке: местный мэр – на минуточку, представитель недружественной России империалистической страны – хороший?

Мало того, вешают портрет Воротникова за решеткой. Вы поймите, я активно поддерживаю «Войну», но ведь это ложь – Воротников на свободе, хотя и скрывается. Плуцер – путанник, он для меня всегда был сомнительным элементом, отличный пиарщик, но не проясняет ситуации и не отвечает на вопросы. Общается лишь с местным истеблишментом, а на нас, простых художников насрали.

– Он пытался говорить об экономической независимости…

– Ну да, «мы ни копейки не получили», но извините – вам дали рекламные места, стоящие больших денег! Поэтому чешские анархисты и нарисовали на одном из баннеров знак доллара… а леваки и радикалы вообще визит мэра на презентацию восприняли с большим скепсисом. Все даже заметили на банкете какое-то очень шикарное вино для мэра… Этот мэр не помогает художникам, никому не дает баннеры – а тут пожалуйста. Анархисты, глядя на его восторженность, даже хотели перевернуть пару машин, но ни одного автомобиля рядом не оказалось.

– То есть «Война» не должна была принимать этой подачки?

– Это просто отвратительно! Скотство и всё. Если бы «Война» приехала сюда и перевернула чешские полицейские машины – это было бы нормально! У меня к ним претензии чисто политические. Потому что граффити на Литейном мосту – это прекрасно, лихо, мне очень нравится! Но на кого они работают? Вот они заявили о себе, а теперь – как мне кажется – пытаются себя продать: мол, кто нас будет поддерживать? Я очень плохо отношусь к Путину и к «Единой России», но не ищу союзников в лице им подобных, скажем, в НАТО.

Всё это Плуцер. Никто его них.я не преследует, он везде разъезжает и еще бравирует тем, что ворует в магазинах. А меня научили, что воровать плохо. Как-то зашли в кафе, а он сказал – «сейчас украду бутылку вина», якобы непризнание частной собственности. Вот вся его левизна сводится к таким дешевым номерам. Мелкий анархизм с одной стороны, а сдругой – общение с мэром города.

Я не такой радикал, считающий, что каждый человек должен плевать в мента и воровать в магазинах как акт сопротивления капиталистической системе. Это наивно и глупо. Все равно есть компромисс с несправедливым обществом, на который мы идем…

– Чехия – демократическая страна?

– Да о какой демократии можно говорить, когда за газ нечем платить? Какая еще свобода, когда безработица? Конечно, Прагу не сравнить с российской глубинкой, но я живу здесь 10 лет, и становится все хуже и хуже. Вот вам и правая власть.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру