Тридцать лет назад, когда Тарковский покидал Советский Союз с тем, чтобы через два года стать «невозвращенцем», даже в горячечном бреду невозможно было представить, что его удостоят Ленинской премии. Разумеется, посмертно. После того как великий режиссер скончался от рака легких в парижской клинике и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, признание его заслуг перед киноискусством стало расти как снежный ком: всесоюзные чтения, фонды и фестиваль его имени, улицы и даже планета, названные в его честь. Книгами о Тарковском, написанными в России и за рубежом, можно выстелить городскую площадь.
Посмертная слава — сюжет в истории не новый. В отношении Андрея Тарковского человечество проявило хоть и несколько запоздавшую, но справедливость, ведь практически все его фильмы полны пронзительной обеспокоенности судьбой этого самого человечества. Каждый его герой, начиная с маленького разведчика Ивана («Иваново детство», 1962), чувствовал свою ответственность за судьбы мира вплоть до готовности отдать свою жизнь. В том первом фильме молодого режиссера Великая Отечественная представала как конечная точка истории — Апокалипсис. Апокалипсическим предчувствием пронизан весь кинематограф Тарковского. И каждый его герой, будь то астронавт Кельвин, полуюродивый Сталкер, отшельник Доменико и писатель Горчаков, преуспевающий режиссер Александр, готовы принести себя в жертву, чтобы удержать мир, колеблющийся над пропастью.
Ленинская премия на фоне прочих проявлений признания выглядела, конечно же, курьезно. Государство в лице киночиновников всласть поглумилось над режиссером, не давая ему снимать то, что он хотел, испещряя поправками почти каждый его фильм, с трудом пропуская картины Тарковского на международные фестивали. Коллеги тоже не слишком жаловали этого ершистого человека, умевшего, в отличие от многих, не прогибаться перед киноначальством. Аутодафе, устроенное его фильму «Зеркало» на страницах журнала «Искусство кино», выглядело неприличным даже в глазах тех, кто не ходил в поклонниках Тарковского.
Есть нечто парадоксальное в том, как этот бескомпромиссный режиссер, ни на йоту не потакавший зрительским вкусам, непрерывно усложнявший язык своих фильмов, их смысловое содержание, тем не менее стремился пробиться к зрительским сердцам и умам. Подобно героям «Соляриса», он бился над контактом с океаном — массовым зрителем. Неутолимая жажда контакта гнала его на многочисленные встречи-беседы, в которых он тщился объяснить зрителям смысл своих картин. Выслушивал наивные или глупые вопросы, а то и грубые выкрики из зала. Но понимание зрителей было для Тарковского не менее, а может быть, и более важно, чем награды международных фестивалей. Признанный своими великими коллегами — от Бергмана до Феллини — он буквально таял от благодарности к обычному зрителю, дававшему понять: «Есть контакт!».
Что ему посмертная слава?.. Так хочется повернуть время вспять, чтобы сказать ему, живому: «У вас есть зрители. Те, кто стоит в длинных очередях, чтобы посмотреть «Зеркало» или «Сталкера» и выйти из кинотеатра в эйфории. Выйти с новым зрением и чувствованием, как от картин Леонардо и Брейгеля, музыки Баха, поэзии Данте. Вы — из этого ряда. Они, а не мы ваши современники и достойные собеседники».
К
«...И я из тех, кто выбирает сети, когда идет бессмертье косяком»
3 апреля 2012 года, Большой зал Дома кино. Департамент культуры города Москвы, Союз кинематографистов РФ, Библиотека киноискусства имени С. М. Эйзенштейна, продюсерский центр «Кинопроцесс» представляют концерт-посвящение Андрею Тарковскому
Участвуют: Камерный оркестр «New Era Orchestra» (Киев), Художественный руководитель и дирижер — Татьяна Калиниченко; Режиссеры и актеры нового кинематографического поколения (Сергей Дворцевой, Алексей Федорченко, Оксана Мысина, Игорь Яцко и другие)
Производится телевизионная съемка для телеканала «Культура»
Начало в 19.00
Адрес Дома кино: ул. Васильевская, д. 15
Метро «Белорусская», «Маяковская»
«Новости с планеты Солярис»
4 апреля 2012 года, Кинозал «Классика» Библиотеки киноискусства имени С. М. Эйзенштейна . Госфильмофонд России, Библиотека киноискусства имени С. М. Эйзенштейна, киновидеообъединение «Крупный план», продюсерский центр «Кинопроцесс»
Презентация диска «Фильмы Андрея Тарковского «Солярис» (непрокатная версия) — «Страсти по Андрею» и книги «Фильм Андрея Тарковского „Солярис“. Материалы и документы» (составитель Дмитрий Салынский), подготовленных к юбилею режиссера Госфильмофондом России.
13.00 — пресс-конференция и пресс-показ.
Участвуют: директор Госфильмофонда России Николай Бородачев, первый заместитель директора Госфильмофонда России, киновед Владимир Дмитриев, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИ киноискусства Дмитрий Салынский, а также члены съемочного коллектива фильма
19.00 — показ непрокатной версии фильма «Солярис» для зрителей
Адрес Библиотеки киноискусства: ул. Каретный Ряд, д. 5
Метро «Чеховская», «Пушкинская», «Маяковская»
«ТАРКОВСКИЙ. SPACE»
11 апреля — 20 мая 2012 года, Выставочный зал «Солянка ВПА»
Департамент культуры города Москвы, Библиотека киноискусства имени С. М. Эйзенштейна, продюсерский центр «Кинопроцесс», выставочный зал «Солянка ВПА» представляют большую ретроспективную выставку и фестиваль, посвященные режиссеру. Фильмы, встречи, архивы, предметы, мультимедиа.
При участии Министерства культуры РФ и при поддержке киноконцерна «Мосфильм», Государственного центрального музея кино, Госфильмофонда России,семьи и друзей Андрея Тарковского
Выставка включает в себя:
личные вещи и документы Андрея Тарковского, предоставленные семьей режиссера;
эскизы к фильмам режиссера;
предметы реквизита из запасников киноконцерна «Мосфильм»;
плакаты к фильмам;
большое собрание фотографий, а также
современные инсталляции, в том числе специально воссозданные макеты наиболее знаковых объектов из фильмов Тарковского.
В зале № 1 в выставочном зале «Солянка ВПА» будут смонтированы экран и высокочувствительная
ретроспективный показ фильмов Андрея Тарковского;
большой показ документальных фильмов, посвященных режиссеру, в том числе снятых европейскими кино- и теледокументалистами;
презентацию новых книг об Андрее Тарковском, в том числе книги М. Тарковской «Московские адреса Тарковских», Д. Салынского «Фильм Андрея Тарковского „Солярис“. Материалы и документы», Л. Александер Гарретт «Хроники «Жертвоприношения», тематические киновечера, чтение лекций;
творческие встречи с выдающимися деятелями российской культуры, работавшими с Андреем Тарковским, в том числе с композитором Эдуардом Артемьевым, актрисой Аллой Демидовой, режиссером Андреем Кончаловским, оператором Вадимом Юсовым (список уточняется);
показ фильмов Андрея Тарковского и их обсуждение в рамках молодежного творческого клуба с участием режиссеров нового кинематографического поколения — лауреатов МКФ в Венеции, Берлине, Каннах, Локарно, Карловых Варах последних лет.
Откроется фестиваль 12 апреля показом непрокатной версии фильма «Солярис», которая никогда не демонстрировалась широкому зрителю, а завершится 20 мая — после Ночи музеев демонстрацией полной версии фильма «Андрей Рублев» («Страсти по Андрею»), которая также никогда не выходила в широкий прокат.
Фестиваль и выставка посвящаются
Куратор фестиваля и выставки — Вячеслав Шмыров, архитектор выставки — Катя Бочавар, консультант выставки — Марина Тарковская
Адрес Выставочного зала: ул. Солянка (вход с улицы Забелина), д. 1
Метро «Китай-город»