Под музыку Прокофьева в Петербурге открылся Московский Пасхальный фестиваль

Концерт в Мариинском театре сопровождался овациями

22 апреля большим праздничным концертом на сцене Концертного зала Мариинского театра в Петербурге открылся XI Московский Пасхальный фестиваль.

Концерт в Мариинском театре сопровождался овациями
Валерий Гергиев

Под управлением художественного руководителя фестиваля Валерия Гергиева Симфонический оркестр Мариинского театра исполнил Четвертую симфонию Сергея Прокофьева. В этом году маэстро Гергиев решил сделать акцент на творчестве композитора Сергея Прокофьева. Его произведения — цикл симфоний и фортепьянные концерты — прозвучат на всех основных площадках, где пройдет фестиваль. Всего в программе — 150 выступлений, в которых участвуют исполнители из Белоруссии, Украины, Болгарии, Греции, Израиля, Германии, Латвии и Венгрии.

Говорить об этом празднике музыки можно много, однако скажем главное: выступление Симфонического оркестра на родной для него сцене Мариинки имело успех. Концерт прошел с аншлагом, не раз сопровождался не просто аплодисментами, но овациями — такими в Санкт-Петербурге удостаивают только Валерия Гергиева.

Что же определило такой потрясающий прием и успех? Конечно же, подбор произведений, включенных в программу. Конечно же, настрой блистательного, выступающего на родине оркестра мирового уровня. Безусловно, энергия и талант самого Маэстро Гергиева. И конечно, интерес со стороны самой широкой аудитории, во многом охваченной за счет благотворительной направленности фестиваля. Идею сделать искусство открытым и доступным для всех слоев общества поддерживают и меценаты фестиваля.

«Благотворительность всегда составляла важную часть Пасхального фестиваля, — говорит Пьер де Лабушер, президент и генеральный директор компании JTI, которая последние несколько лет является главным спонсором фестиваля. — Ежегодно значительная часть билетов на концерты передается ветеранам и малообеспеченным семьям бесплатно. А значит, многие люди со скромным достатком смогут услышать выступления ярчайших звезд мировой музыкальной сцены». Это важная социальная задача, и в этом направлении JTI полностью поддерживает организаторов.

Итак, о программе. Антон Рубинштейн, под портретом которого в Большом зале Московской консерватории совсем недавно открылся XI Пасхальный фестиваль, как бы незримо присутствовал на концерте в Северной столице. И это понятно — написанная им увертюра «Антоний и Клеопатра» остается весьма необычным явлением в творчестве композитора: до нее он не обращался к сюжетам Шекспира ни в операх, ни в симфонических картинах. Что же касается Мариинского симфонического оркестра, то он ответил на гениальные задумки автора блестящим исполнением — темпераментным, ярким, драматичным.

Великий Прокофьев, тревожный и пронзительный, был представлен в концерте необычным произведением. Его Четвертая симфония до мажор, а точнее, ее вторая, переработанная редакция, стала кульминацией концертной программы. Сам композитор так отзывался о своем произведении в «Автобиографии»: «В начале осени 1928 года Дягилев предложил мне написать новый балет на сюжет библейской притчи о блудном сыне... Дело сводилось к тому, что блудный сын, забрав свое имущество, покидает семью, пирует, поддается очарованию красавицы. Ограбленный и избитый, он на коленях возвращается к отцу, который встречает его ласково и прощает: короткий сюжет в трех картинах, но в нем наличествуют все элементы. Это сделало работу легкой и интересной. На мой взгляд, лучше всего вышел конец: возвращение». Именно это настроение в полной мере удалось передать Валерию Гергиеву.

Несколько слов стоит сказать и о масштабах проекта. Одиннадцатый Московский Пасхальный фестиваль продлится в течение двух недель и завершится гала-концертом 9 мая в День Победы. Участникам фестиваля, которые в этом году представляют Белоруссию, Украину, Болгарию, Грецию, Израиль, Германию, Латвию и Венгрию, предстоит дать более 150 концертов. Они составят симфоническую, хоровую, камерную и звонильную часть программы фестиваля.

Помимо Москвы и Петербурга, события симфонической программы охватят Петрозаводск, Мурманск, Архангельск, Ярославль, Воронеж, Краснодар, Кисловодск, Ростов-на-Дону и Волгоград.

Хоровая программа пройдет в Москве, Туле, Коломне, Суздали, Фряново, Пущино, Орле, Дмитрове, Электростали, Тучково, Егорьевске, Сергиевом Посаде, Муроме, Александрове, Пушкино, Зарайске, Серпухове и Гусь-Хрустальном. Жители российских регионов смогут услышать выступления хоровых коллективов из Болгарии, Венгрии, Германии, Греции, Израиля, Латвии.

Выступления, составляющие камерную часть программы, пройдут в Москве, Салехарде, Костроме, Пскове, Клину, Липецке, Ельце и Великом Новгороде.

Звонильная программа в этом году охватит 33 храма Москвы и Подмосковья, а также Петропавловский собор Санкт-Петербурга. Все события звонильной программы может посетить любой желающий — концерты колокольной музыки общедоступны.

Скажем откровенно — не сразу удастся вспомнить мероприятие, равное Московскому Пасхальному фестивалю. Сейчас по размаху, настроению, уровню организации и, что важно, уровню внимания и поддержки со стороны зрителей и государства Московский Пасхальный фестиваль стоит особняком, недостижимым и великолепным.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру