Прямо за Театром наций, если пройти через двор, упрешься в эту свалку. От других ее отличает только цвет — белый, как снег в экологически чистом районе. А все остальное знакомо до боли: мешки, хлам всякий, кабина грузовика, целиком легковушка — все валяется как попало, сикось-накось, одно на другом. Зато чистенькое, беленькое, да еще в окружении экранов с видеопроекциями. Эту свалку придумали художник Галина Солодовникова и Филипп Григорян.
Накануне, когда Москву нещадно поливал дождь, эта пара в плащах из полиэтилена и в респираторах докрашивала свое свалочное детище. Фиг с ним, с дождем, который заливает ноги, лезет за шиворот, лишь бы успеть. Успели. Свалка стала стартом фестиваля «Территория». «Чем она отличается от шести предыдущих?» — спрашиваю я Романа Должанского, арт-директора, идеолога фестиваля.
— Отличается тем, что вернулась в Москву (предыдущая прошла в Перми. — М.Р.). Тем, что Театр наций стал местом прописки «Территории», и то, что вокруг него, — тоже наш адрес.
— Вокруг — что имеется в виду?
— Театральный квартал. Вот начали со двора и двинулись в сторону Страстного бульвара. Там, в доме 12, открылась выставка Кулика, там же молодые режиссеры покажут свои спектакли.
В общем, «Территория» расширяет территорию. Она захватит не только традиционные и милые сердцу любого театрала места — театр, сцену, но и осуществит экспансию в Министерство культуры, на Казанский вокзал, где в плацкартном вагоне будут разыграны эскизные спектакли.
Впрочем, самый первый представили в привычном месте — Театре наций. Современный балет из Австралии «Chinky Move» со своим удивительным перформансом «Смертельный двигатель». Название пугающее, зрелище — неожиданное. Те, кто пришел за танцем, могли не беспокоиться. Это зрелище скорее для любителей современного искусства и художников, приверженцев технологий в искусстве. Хореограф Гидеон Обарзанек принес сознательную жертву — танец. Он вписал его в видеопроекции и в течение часа зал с разной степенью заинтересованности наблюдал возможности взаимодействия живого тела и холодных, бесстрастных технологий. Свет—тень—тело — все это срасталось, запутывалось и разлеталось. Свет правил тенью, а тень топила его в песке, ею же образованной...
Экспериментальный проект из Австралии явно от ума и произвел сильный эффект. Например, Марк Захаров, чьи спектакли всегда отличала высокая технологичность, сравнил увиденное с медицинским исследованием МРТ.
Впереди еще фестивальная неделя, она обещает «Полнолуние», «Сны Минотавра», «Войцек» и другие рисковые спектакли и эксперименты. Плотнейший график мастер-классов. На набережной в парке Горького, где строительный экскаватор устроит па-де-де с танцором. А может быть, наоборот — танцор со строительной техникой. Современное искусство в этом смысле не заморачивается.