Так, оператор того же Германа-мл., Максим Дроздов, получивший награду «Озелла» за свое мастерство в фильме «Бумажный солдат» на Венецианском кинофестивале — выпускник СПбГУКиТ. А одна из выпускниц технического факультета работала в составе датской съемочной группы фильма «Месть» Сюзанны Бир, получившего «Оскара». Увеличивается количество и других призов, которые получают студенты университета по всему миру.
Совсем недавно руководители СПбГУКиТ и «Ленфильма» подписали договор о сотрудничестве. Новый генеральный директор студии Эдуард Пичугин считает, что киностудия в современном ее понимании — это не только кинопавильоны, оснащенные новейшим оборудованием, но и слаженный коллектив мастеров и дебютантов. Вместе с Федором Бондарчуком он входит в состав попечительского совета СПбГУКиТ и намерен сделать все, чтобы процесс подготовки молодых кинематографистов соответствовал мировым стандартам. Планируется не только техническое перевооружение «Ленфильма», но и обучение тех специалистов, дефицит которых особенно ощутим в российском кинопроизводстве. Под эти задачи скорректируют и учебные программы, а на производственной базе «Ленфильма» университет создаст филиал, под который отведут на киностудии два этажа в одном из корпусов. На мастер-классы обещают приглашать ведущих режиссеров, операторов, сценаристов из Голливуда и других стран. Лучших студентов направят набираться опыта в зарубежных кинокомпаниях.
Своим взглядом на проблемы обучения будущих кинематографистов с «МК» поделился Сергей Овчаров. Заведующий кафедрой режиссуры СпбГУКиТ и гендиректор «Питеркита» (фестиваля, на котором выпускники вуза показывают свои работы), а еще — талантливый режиссер, автор фильмов «Небывальщина», «Барабаниада», «Оно», «Левша», «Сказ про Федота-стрельца» и «Сад».
— Сергей Михайлович, что, на ваш взгляд, самое важное в процессе обучения будущих режиссеров?
— Нужно учить так, как делает это в автошколе опытный водитель — в нужный момент предупредить, где следует притормозить, а где прибавить скорость. Мне самому пришлось многое осваивать самостоятельно. Я знаю, что в темноте не увидеть обрыв. Он есть, но молодые еще не знают об этом, не слушают чужих советов и идут напролом. Сразу стараюсь расстаться с людьми, которые ведут себя агрессивно. Главное, чтобы сложилось в мастерской единение добрых, душевных людей. Если же они излишне эгоцентричные, злобные, борюсь за них до последнего. Не побеждаю, конечно. А в остальном... Если медведя можно обучить езде на мотоцикле под куполом цирка, то и киноремеслу можно научить любого.
— Почему ребята сегодня идут в кино?
— Потому что им интересна атмосфера на съемочной площадке. Они попадают под магию процесса. В кино есть ощущение полета над буднями. Это праздник — процесс создания фильма. Хотя иногда он превращается в мучительный и безрезультатный поиск.
Когда мы учились, вообще не было никаких возможностей. А у них камеры, которые пишут звук, фотоаппараты с цифровой записью. Технические возможности сегодня куда выше, чем у нас в свое время.
— Насколько мне известно, каждый студенческий фильм сегодня рождается едва ли не вопреки обстоятельствам...
— Какие-то деньги ребята сами находят, особенно, если проходят платное обучение. А бюджетникам средства выделяют, но их, конечно, не хватает. На диплом выделяют чуть больше ста тысяч рублей. Художников-постановщиков у нас нет, потому что нет соответствующего факультета. Приходится что-то делать на коленке. Некоторые студенты работают без звукорежиссеров. Это прекрасно и ужасно одновременно. Потому что таким образом будущие режиссеры познают все ужасы будущей профессии.
— А каков круг тем, интересующих студентов?
— В последние годы чувствуется интерес к человеку. На экране появились душевные герои, красивые лица. Даже некрасивые персонажи выглядят особенно. Ребята научились проникновенно снимать людей, даже тех, которые в быту никого не увлекут. Вообще, дети с каждым годом приходят все интереснее. Поначалу они наивны, так что иногда испытываешь по отношению к ним некоторое разочарование. Но они быстро впитывают информацию, начинают проявлять пытливый ум.
— Несколько лет назад на «Питерките» вы непримиримо выступили в адрес своих же студентов, которые, несмотря на ваши советы, выставили на конкурс слабые работы...
— Для меня это грустно закончилось: наполовину урезали зарплату, так что кушать было не на что. Тогда я сунул голову под топор. Но что было делать? Много плохих работ тогда выставили, хотя я просил руководство их не брать на фестиваль, чтобы они не дискредитировали нашу мастерскую. А уже потом про меня писали статьи, что я не могу учить. Студенты — хитрый народ, быстро переползают туда, где им интересней, уходят от одних мастеров к другим. Ради этого даже остаются на второй год. Я им многое прощаю, хотя мне бывает иногда очень больно.
— С одной стороны, ставка делается на молодых, а с другой — им почти невозможно найти работу. Вот они и растворяются в воздухе после окончания университета.
— Любой продюсер хочет взять начинающего режиссера, потому что ему можно диктовать свои условия и мало платить. И человек будет доволен: ему лишь бы начать работу, пусть за гроши. Сейчас предпринимается попытка создать модель так называемого старого кинематографа, где не только создавали кино, но и занимались воспроизводством кадров. В иделе, что-то подобное должно выйти из нашего сотрудничества с «Ленфильмом».