Австралия, в которой он не был

Алексей Федорченко: «Сама жизнь делает фильмы. Мы только помогаем»

На проходившем в Москве фестивале авторского документального кино «Артдокфест» новый неигровой фильм «Австралия» представил Алексей Федорченко, работающий в последнее время в игровом кино.

Алексей Федорченко: «Сама жизнь делает фильмы. Мы только помогаем»

Его дебютная игровая картина «Первые на Луне», сделанная в жанре псевдодокументального кино «мокьюментари», в 2004 году по иронии судьбы победила как документальный фильм на Венецианском кинофестивале. Там же в 2010 году с не меньшим триумфов прошли «Овсянки», а «Небесные жены луговых мари» участвовали недавно в конкурсе Римского кинофестиваля.

-Вы, Алексей, в последнее время увлечены идеей минимализма. От чего и для чего пытаетесь освободиться?

- Ни для чего. Мне нравится минимализм и даже примитивизм в кино и литературе. Я стремлюсь к нему. Мне нравится погружение в реальную жизнь, ненасилие над ней. Но я не отрицаю кино, как кому-то может показаться. В нашей жизни и искусстве много лишнего. Хочется все это убрать. Смысл от этого не изменится, только обострится. Это не формальная вещь, напротив, корневая. Когда я пишу рассказики, то потом серьезно их отжимаю, стараюсь, чтобы ни одной лишней буквы не было. Недавно у меня возник замысел цикла фильмов без оператора. «Австралия» стала второй такой картиной, первой был «Хроноглаз» из международного альманаха «Четвертое измерение».

- Вы сняли фильм «Австралия» о стране, в которой никогда не были...

-Здесь Австралия – образ идеального мира, которого невозможно достичь. Я там не был, но примерно представляю, что это такое. Меня сложно чем-то удивить, но мои герои эмигрировали в Австралию, хотят начать новую жизнь и купаются в своем счастье. Грустно за этим наблюдать, поэтому я сделал максимально убогой картинку, скудное изображение и звук, мы его специально портили, чтобы все это подчеркнуть. Однажды я увидел видеописьма, которые эта семья писала своим родителям, о прекрасной жизни на новой родине. И я изумился наивности представлений этих людей.

-Они сами-то видели ваш фильм?

-Нет, конечно. Этой картины не было бы, если бы не умер один из ее героев — отец. Семья в итоге была депортирована, а через полгода героиня опять вышла замуж за австралийца и вернулась в Австралию. Конечно, я не ждал, что кто-то умрет и предположить не мог, что это может случиться. Просто ждал, когда отснятый материал станет фильмом. Сама жизнь делает фильмы. Мы только помогаем.

-А вы довольны поездкой на Римский кинофестиваль?

-Реакция на наш фильм «Небесные жены луговых мари» была очень хорошая, и отзывы в прессе оказались благожелательными. Мы рассчитывали даже после такого приема на приз, но американская часть жюри взяла верх. Но это не так важно. Мы вывезли 12 прекрасных актрис в Рим, они прошли по «звездной дорожке» под огромными красными зонтами, потому что шел дождь. Незабываемое зрелище и для нас и для фотографов, очумело их фотографировавших. Было очень красиво. Многие из них впервые оказались за границей, и сразу на таком фестивале.

-Чем вы сейчас занимаетесь? Отдыхаете после трудов праведных?

-Вовсе нет. Уже запустились с новым игровым проектом по книге Дениса Осокина «Ангелы и революция». Ее события охватывают конец 20-х – середину 30-х годов прошлого столетия. Снимать планируем по всей стране, отправимся в Молдавию, доберемся до тундры.

-Опять покажете загадочные народы, вроде луговых мари?

-Почему народы-то? Меня очень раздражает, когда сразу ярлык навешивают и все. Все фильмы у меня разные. Я еще не знаю, что у нас получится. Мы работаем над сценарием.

-Масштабное будет произведение или минимализм?

-Стараюсь не борзеть, не тратить на свои фильмы огромные средства. Минимализм распространяется не только на документальное кино, но и на игровое, но это не самоцель. У каждого фильма своя история, свой жанр и форма. Все непредсказуемо, может возникнуть что-то вроде рококо или барокко.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру