Не надо рвать обои!

В Большом театре выпустили спектакли для детей

Большой театр сделал детям великолепный подарок: в репертуаре появились спектакли, адресованные самой юной аудитории. Это опера Равеля «Дитя и волшебство» и «Путеводитель по оркестру» Бриттена. Спектакли сделаны на совесть — соблюдая принцип «все лучшее — детям». Радует и то, что идут они на Новой сцене, так что на них можно будет купить билеты в кассе, а не у спекулянтов, торгующих билетами на историческую сцену по заоблачным ценам.

В Большом театре выпустили спектакли для детей
Бенджамен Бриттен

Произведение «Путеводитель по оркестру» Бенджамена Бриттена трудно причислить к какому-то иному жанру, кроме «путеводитель». Взяв за основу тему великого английского композитора XVII века Генри Пёрселла, Бриттен вместе с автором текста Монтегю Слейтером сочинил лекцию для детей, в которой продемонстрировал оркестровые группы, каждый инструмент в отдельности и целостное звучание большого симфонического оркестра. А заодно перекинул мостик между двумя композиторскими вспышками, случившимися на английской культурной почве, внутри которых царит беззвучное пространство, заполненное лишь Генделем, которого, впрочем, английским композитором можно назвать лишь при большой любви к Англии. Но дело не в количестве, а в качестве. Те немногие страницы музыки Пёрселла, которые дошли до наших дней, — гениальны. А творения Бриттена хоть и сложны для современного, отвыкшего думать слушателя, зато, безусловно, несут на себе печать таланта и мастерства.

Дети слушают лекцию, читаемую Ильей Ромашко, затаив дыхание. Им интересно узнать, как выглядит арфа, что это за деревянные духовые, которые вовсе и не деревянные, как звучат закрученные в круг валторны, насколько альт больше скрипки и т.д. И все это при помощи музыки, столь же необычной, сколь и ярчайшей, которую исполняет оркестр театра под управлением Алексея Богорада. Режиссер Игорь Ушаков использует современные технические возможности: крупные планы инструментов выведены на большой экран — дети могут соотнести картинку с реальностью.

В антракте беседую с маленькими слушателями: полный восторг. На вопрос: «На каком инструменте хотел бы играть?» — маленький мальчик, не раздумывая, отвечает: «Хочу быть дирижером». И это правильный ответ.

Во втором отделении — «Дитя и волшебство» Мориса Равеля. Спектакль, который ставят с удовольствием во всем мире: он дает возможность проявить фантазию художника так же безудержно, как «Синяя птица» Метерлинка. В назидательной сказке Колетт, лежащей в основе оперы, обиженные непослушным мальчиком звери, насекомые, предметы и даже порванные обои превращаются в гигантских волшебных персонажей, которые учат маленького хулигана уму-разуму. В финале мальчик раскаивается и зовет маму, которую он не слушался. Тут же наступает прощение. И в этом — момент истины: не случайно в немецком переводе опера называется «Волшебное слово» (волшебное слово — мама, конечно же). Спектакль поставил художник Энтони Макдональд. Его режиссура реализовалась прежде всего в сценографии и костюмах, изобилующих прекрасными, хотя и вполне предсказуемыми постановочными решениями. Поют хорошо, танцуют тоже хорошо. Алина Яровая (дитя) — настоящий мальчик, без травестийной неуклюжести. Спектакль идет на русском языке, что позволяет детям включаться в развитие сюжета. Хотя к некоторым артистам можно предъявить претензию в невнятной артикуляции.

В общую копилку позитива нужно добавить и полиграфические «фишки», разработанные театром. Мало того что в буклетах содержатся интересные материалы и даже сказки, которые родители потом смогут прочитать вместе с детьми, к буклетам прилагается игрушка: картонная вкладка с изображенными на ней неповторяющимися фигурками оркестрантов, которые можно вырезать и создать настоящий собственный оркестр.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру