— Михаил Ефимович, как-то вы говорили, что в идеале вам нужно выйти на 3—5 названий в сезон, чтоб театр заработал оптимально...
— Я б остановился на четырех, больше — нетехнологично. Если в драмтеатре, где нет сложных устройств, декорацию можно за ночь поменять, то у нас на это требуется почти двое суток — сложная акустическая работа, все настроить, мониторы перевесить, поменять конфигурацию сцены. Проблема еще — какие в принципе должны быть названия. Очевидно же, что, среди прочего, должен идти некий детско-семейный мюзикл. Но играть его только по выходным невозможно.
— Детская ниша вообще суперпроблемная...
— Еще бы. То, что «Русалочка» пользуется огромным спросом — справедливо, ведь дефицит хорошего детского спектакля в Москве очень ощутим. И мы желали бы сделать у себя нечто подобное, но сейчас считаю первостепенным утвердиться именно как театр национального мюзикла. То есть из четырех названий три должны быть оригинальными, что непросто. Хотя предложений, как ни парадоксально, много.
— От кого? От наших режиссеров?
— Не только. Я вот вчера в Варшаве разговаривал с Янушем Юзефовичем (замечательный энтузиаст мюзикла, поставивший, в частности, «Метро»), он мне говорит: «Хотел бы поставить у вас «Мастера и Маргариту», и музыка есть, и либретто». И еще произносит несколько названий «русского репертуара». То есть готовые, «проверенные» варианты есть. Но всякий раз хочется идти по какому-то оригинальному пути...
— А именно? Рукотворный сюжет?
— Ну да, сейчас, например, работаем над рок-мюзиклом с уловным названием «Горбушка»: готова пьеса Анны Матисон, написанная по моей идее; музыку сочиняет Алексей Кортнев (он же — автор стихов). Выпустим через год.
— То есть в год — по премьере?
— В идеале — по две. Что до авторов, то необходимо, конечно, расширять их круг, но ведь так приятно работать с теми, с кем чувствуешь общность взглядов на искусство. Еще из предложений — правда, пока у меня до конца нет понимания, будем ставить или нет — французы заинтриговали замечательными «Шербурскими зонтиками»! Думаем. Да и «Кабаре» хочется поставить, найдя интересный художественный ход... Но возвращаясь к главному: хотим прежде всего быть театром, где пробуются произведения, написанные в России. Стараемся делать штучный товар. Да, он корявый, я прекрасно понимаю все недостатки этого пути...
— Но в этой «корявости» свое неподдельное обаяние.
— У Маяковского есть стишок замечательный: «Дорогие поэты московские, / Я скажу вам это, любя, / Не делайте «под Маяковского», / Делайте под себя!». Вот и стараемся всё делать под себя...
— Как считаете, дорожка на «Багратионовскую» протоптана?
— Поразительная вещь: мы в последнее время заметно ослабили рекламный напор, но тем не менее с четверга по воскресенье посещаемость приличная: думаю, соцсети работают... Люди чувствуют живое, понимаете? А нам все время хочется развиваться: во-первых, начали переговоры с Щукинским училищем о наборе принципиально нового музыкального курса — ребята бы просто учились при нашем театре. Во-вторых, договариваемся с Филевским парком, чтоб устраивать летние площадки для молодняка — чтоб там были и молодой рок, и джаз, и классическая филармония... Идея этакого музыкального парка.
— Возвращение к хорошо забытому старому: оркестровая раковина...
— Да-да-да, единственное, мы учитываем, что парк естественный, натуральный, и важно не разрушить общее состояние уединения, ради которого многие туда приходят. В-третьих, хотим попробовать себя в малых, концертных форматах (большой спектакль очень дорог, поэтому можно играть в варианте, скажем, гала на 9 Мая). Короче говоря, мы в поисках. Я в поисках денег: самое страшное — закрыться в день годовщины.
— Вы шутите?
— Закрыться не закроемся, но деньги искать очень трудно. Зрители покрывают приблизительно 40% расходов. Потому что мы держим очень гуманные цены на билеты (средняя — 860 рублей). Все это ради «спасения» семейной аудитории. Мы ж на отшибе находимся, и по 8 тысяч за билет брать не можем, как центральные театры. Так что Театр мюзикла — это еще и социальная миссия, он для тех, кто не имеет возможности пойти в очень дорогой театр. А качество при этом выдаем очень высокое.