Секреты третьего акта

Тереза Дурова: «Главная задача — вернуть пап в театры»

Ни в каком детском театре Москвы нет столь насыщенной событиями жизни, как в Театриуме на Серпуховке п/р Терезы Дуровой: там и знаменитый фестиваль «Гаврош», и совместные с итальянцами, французами постановки — ближайшая уже в понедельник. И великолепные премьеры, как то «Огниво» или «Аленький цветочек» — глаза разбегаются. А все почему? Тереза Ганнибаловна — не только худрук и режиссер, но и строитель современного театра. Несколько советов о том, как правильно сходить с ребенком в театр, — из уст Терезы на встрече в «МК».

Тереза Дурова: «Главная задача — вернуть пап в театры»

— Ставите ли вы задачу «заточить» спектакль под определенный возраст ребенка?

— Никогда. Я рассчитываю на семейную публику... дети-то одни, слава тебе господи, в театр не ходят.

— Категорически с родителями?

— У семьи должна быть общая эмоциональная память. Если в жизни ребенка какое-то событие (доброе ли, плохое) — обязательно должен быть рядом кто-то из родителей, хорошо б, если оба. Тогда есть о чем говорить дома.

— Спектакль посмотрели — дома обсудили?

— Конечно! Что ты увидел, что почувствовал. Дома должен начаться третий акт (вечером ли того же дня или через день), когда от ребенка прозвучит фраза: «Папа, ты помнишь? Мама, ты помнишь?»

— Помню некоторые «елки»: там отбирали ребенка, взрослых сажали отдельно...

— Мне это очень не нравится: дискомфорт полный! Все за всех волнуются. А должно быть, напротив, абсолютное расслабление, чтоб никаких тревог не возникало. Куда угодно вы можете ходить с малышом, но только ВМЕСТЕ! На прогулку, или помыть машину, или белье сдать в химчистку, неважно! А то идет, допустим, мама в музей: «Не хочу сына тащить, он будет утомляться», — так чтоб не утомлялся, надо пригласить, заинтересовать! Не надо за раз оббегать весь Эрмитаж, ставя галочку «я там был». Можно сходить туда 3—4 раза понемножку. Должна быть мера.

Секреты третьего акта

Секреты третьего акта

Смотрите фотогалерею по теме

— Как готовить детей к встрече с искусством — вообще отдельная проблема...

— Еще бы! Да проблема-то несложная: просто надо понять, что воспитание ребенка — это очень творческий, нескучный процесс. Вот я, например, долгое время не могла своего сына заинтересовать живописью. Ну никак! Всё пытались — «вот мишки, вот Шишкин», а он — нет, не реагирует. И вот однажды прохожу мимо киоска, вижу там почтовые марки из серии «Русские художники». Этот набор купила. Принесла. Сын взял лупу и... чудесный процесс начался.

— К творчеству через творчество?

— Конечно: лупа, марка на пинцете, он в качестве исследователя — только так можно увлечься... Или такой пример: у нас итальянские актеры детям читают «Медею». Стоит актриса, у нее полные карманы камушков, причем все это происходит на улице, детишки сидят на траве. И вот она рассказывает о Медее, о детях, о войне с помощью этих камушков, разбрасывая их... конечно, она не читает «Медею» как «Медею», это адаптация. Не даем же мы ребенку полную тарелку взрослого супа! Надо маленькими чашечками... И в 12—16 лет у подростка не возникнет вопроса — «а кто такая Медея», он будет готов к взрослому спектаклю.

— Короче говоря, не надо бояться детей.

— Разумеется, а то у наших женщин есть такая порочная черта — скажешь ей: «Ах, как твой ребенок хорошо рисует!», а она тут же: «Зато как он поздно начал говорить». Или: «Он так у тебя поет!» — «Но у него такие кривые ноги!» Парадоксальная штука: мы не любим наших детишек целиком, все время стараясь найти в них какой-то изъян. И правда будто побаиваемся. Все время слышу: «Ну куда я его с собой потащу? Зачем он там нужен?» Ну что это за фразы? Но, знаете, по крайней мере у нас в театре прогресс есть: раньше детей приводили в театр бабушки, абсолютно не готовя ребенка, не объясняя — что такое театр, событие это или нет.

— А сейчас появились дедушки?

— Не только: в театр пришли молодые. Я б сказала даже, что появилась мода всюду ходить с детьми. Встречают меня в фойе (а я в театре всегда, когда у нас спектакль) и говорят: «Вы знаете, вчера мы прочитали «Огниво» и сегодня пришли на постановку». То есть родители потихонечку стали готовить детей, это очень здорово... к тому же есть чисто русская традиция вести в театр как в Театр: иностранцы удивляются — да никогда в жизни у нас не переодевают ребятишек в фойе в бальный наряд, туфельки. И в нашем театре — очень большая редкость, когда зрители вскакивают в финале и бегут в гардероб, не дождавшись конца аплодисментов. Тем более по традиции все детки ждут, когда из ямы поднимется оркестр.

— Сам факт оркестра — такая редкость!

— Как сказала мне одна женщина: «У тебя, Тереза, совершенно экологичный театр, никакой химии». То есть поют вживую, без фонограммы, оркестр действительно играет на настоящих инструментах, костюмы действительно сшиты индивидуально, а не взяты с прошлого спектакля. Абсолютно чистый продукт. Который со временем дал свои результаты по заполняемости «тысячника». К тому же я стала спектакли делать с тем учетом, что у меня папы в зале сидят. Задача-то какая основная? Вернуть пап в театры, чтоб приход туда с ребенком не был для отцов самым трагическим днем в жизни. Поэтому в каждом спектакле у нас есть что-то для пап. Я категорически не согласна с клише, что «мужиков у нас нет, они все слабые». Это надуманно. И у себя в театре я делаю все для того, чтобы мужика как можно больше возвысить. Будет психологически здоров он — будут счастливы и дети.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру