Лучшим оператором стал Геннадий Карюк

Его работа «Искупление» стала одной из последних, где снимался Андрей Панин

В Детском музыкальном театре им. Н.И.Сац прошла десятая церемония награждения премией киноизобразительного искусства «Белый квадрат». Организована она Гильдией кинооператоров Союза кинематографистов РФ и продюсерами Анной Михалковой и Максимом Королевым, а вручается за операторское мастерство. На дочкино мероприятие традиционно пришел глава СК РФ Никита Михалков — причем, на сцену не выходил, интервью не раздавал, тихо сидел в зале и смотрел.

Его работа «Искупление» стала одной из последних, где снимался Андрей Панин
Геннадий Карюк с "Квадратом"

Среди номинантов этого года – Денис Аларкон-Рамирес (он тут самый молодой) с картиной «Шпион» Алексея Андрианова, Геннадий Карюк с «Искуплением» Александра Прошкина, Сергей Мачильский с лентой «Все ушли» Георгия Параджанова, Юрий Райский с «Ордой» Андрея Прошкина, Сергей Трофимов с фильмом «Август. Восьмого» Джаника Файзиева. Под музыку из картины «Любовное настроение» Вонга Кар-Вая прокрутили нарезку фильмов-номинантов. Казалось, что мы смотрим один бесконечный фильм. Но это едва ли не единственная неудача церемонии, которая на этот раз была лихо придумана и хорошо исполнена. Прямо в зале две съемочные группы снимали свое кино, которое тут же транслировалось на экран.

Светлана и Николай Немоляевы и Геннадий Карюк

Жюри возглавил кинооператор из Санкт-Петербурга Дмитрий Долинин, за плечами которого «Республика ШКИД» Геннадия Полоки, «В огне брода нет» и «Начало» Глеба Панфилова, «Не болит голова у дятла» Динары Асановой, «Объяснение в любви» и «Фантазии Фарятьева» Ильи Авербаха. Под его началом оценивали представленные на конкурс работы: кинорежиссер Николай Досталь, киновед Андрей Плахов, операторы Александр Ильховский и Дмитрий Яшонков, писатель Дмитрий Быков, художник Григорий Пушкин. В жюри возникли серьезные споры и победителя выбирали голосованием. Лауреатом «Белого квадрата» в итоге стал Геннадий Карюк. Он снимал с Прошкиным-старшим не только «Искупление», но и «Доктора Живаго», «Живи и помни», «Чудо», с Георгием Данелия – «Орел и решку», ну, а уж для Киры Муратовой – он свой оператор, вместе они делали почти все ее картины – «Короткие встречи», «Долгие проводы», «Чувствительный милиционер», «Второстепенные люди», «Три истории», «Увлеченья», «Настройщика».

Операторы-вгиковцы

А началась церемония с вручения награды кафедре операторского мастерства ВГИКа, и всех присутствовавших на вечере выпускников этого вуза пригласили на сцену - зал опустел наполовину. Премией имени Сергея Урусевского наградили Николая Немоляева, которого в тот вечер сопровождала сестра – актриса Светлана Немоляева. Он пришел на «Мосфильм» мальчишкой в 1943 году, а серьезно работать начал в 1962-ом. Снял более сорока картин – «Обыкновенное чудо» Марка Захарова, «Ленин в Париже» Сергея Юткевича, «Покровские ворота» Михаила Козакова, «Курьер», «Город Зеро» и «Цареубийцу» Карена Шахназарова, «Ключ от спальни» Эльдара Рязанова… Николай Владимирович говорил: «Профессия у нас сложная, но интересная. Это же чудо, как огромный мир просачивается через маленькую дырочку объектива и возвращается на экран совсем не таким, каким был. Самое главное - трансформировать этот прекрасный и обманчивый мир. Бойтесь натурализма. Реализм – это страшная вещь!». Его слова о том, что у молодых операторов - счастливое время, поскольку работают они с техникой, о которой старшее поколение могло только мечтать, возымели сильное действие на актрису Ирину Розанову. И она, нарушив сценарий, выбежала перед залом и постоянно повторяя «Простите, что я выперлась на сцену», сбивчиво произносила эмоциональную речь: «Молодые актеры уже не знают, что такое пленка. А мы знаем. Когда прозвучит слово «Мотор!» и пойдет «Кодак», получаешь такой адреналин! Пусть будут новые технологии, 3D и 4D, но я – старый человек и помню, что такое пленка! Облажался в кадре – все! А со мной это было. Я вышла преклониться перед великими людьми – нашими операторами». После этого актриса быстро покинула зал. А вот вручавший награду Вадим Юсов сказал в адрес Николая Немоляева: «То, что выходило из-под твоего пера на экран…». Так что операторы – те же летописцы.

Никита Михалков и ректор ВГИКа Владимр Малышев

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру