Польский француз

Анджей Северин: «Мне хочется играть женщин, в них есть загадка»

В Москве завершился 6-й Фестиваль польских фильмов в России «Висла». Жюри киноведов и кинокритков отметило своим призом картину «Облава» Марцина Кшишталовича, напомнившую фильм «В тумане» Сергея Лозницы.

Анджей Северин: «Мне хочется играть женщин, в них есть загадка»
Анджей Северин

Здесь события тоже происходят в годы Второй мировой войны.. Главный герой — капрал Выдра — в партизанском отряде ведет борьбу с фашистами, польскими предателями, а также с собственным прошлым. В ближайшие месяцы «Висла» отправится по другим российским городам. Самыми именитыми гостями нынешнего фестиваля стали актеры Станислав Микульский и Анджей Северин. Северин известен у нас, прежде всего, по роли Юлиана Шернера в фильме «Список Шиндлера» Стивена Спилберга.Он родился в Германии, где оказались в плену его родители в годы Второй мировой войны. Учился в Высшей театральной школе в Варшаве, сыграл более, чем в 50 фильмах польского, французского и немецкого производства. В его фильмографии - «Огнем и мечом» Ежи Гофмана, «Индокитай» Режиса Вернье, «Полное затмение» Агнешки Холланд, «Месть», «Пан Тадеуш», «Дирижер», «Дантон», «Человек из железа», «Человек из мрамора» Анджея Вайды. В течение 20 лет Анджей Северин выходил на сцену самого известного французского театра «Комеди Франсез». Вот что рассказал актер во время своего визита в Москву.Он, кстати, в течение семи лет изучал русский язык и весьма преуспел в этом.

- Каждый мой приезд в ваш город подобен экзамену. На этот раз я представлял остросюжетный фильм «Хитросплетение» Яцека Бромского по бестселлеру Зигмунта Милошевского. Каждый нашел в этой книге свою интерпретацию польской действительности.В этом фильме справедливость не торжествует. Трудно изменить людскую сущность. Зло захватывающе, оно притыгивает людей. Если говорить об изменении натуры человека, то нашим костелам еще многое предстоит сделать в этом направлении, как и светским организациям. В 20 веке дважды пытались изменить человеческую натуру, обе попытки оказались преступными. В этом вопросе следует быть осторожным. Я 33 года прожил во Франции. Там демократия не идеальная, но обойти закон сложно. В Польше, как мне кажется, необходимо укреплять законодательную базу.

- Вашего героя положительным не назовешь.

- Так складывается, что я чаще играю плохих людей. И здесь у меня роль не положительная. Должен вам сказать, плохих героев играть легче, чем хороших. Хотя в общем-то не имеет значения — положительные они или отрицательные. Главное, чтобы роль была хорошо написана.

- А какая роль была самой необычной?

- В моноспектакле «Шекспир навсегда» я сыграл четырнадцатилетнюю Джульетту. Я был профессором в театральной школе в Париже, и как-то дал студентам задание сыграть сцену на балконе с участием Ромео и Джульетты. И они превратили ее в воспоминание двух пожилых актеров в Доме ветеранов. Сам я сыграл не только Джульетту, но и Леди Анну, ее сцену с Ричардом III, Леди Макбет. «Шекспир навсегда» - спектакль, состоящий из сцен, монологов героев Шекспира, его сонетов. Зачем мне это нужно? Шекспир - потрясающая литература. К тому же мне хочется играть женщин, в них есть загадка. Анджей Вайда дал мне возможность впервые сыграть женскую в спектакле, который он поставил во Франции.

- Вас связывает с Вайдой несколько прекрасных картин. Что вы можете сказать о встречах с ним?

- Величие Вайды длится долгие годы. Сколько выдающихся актеров снималось у него. Будучи молодым, я я с трепетом относился к тем, кто старше меня. Актеры, с которыми я встречался на площадке, казались мне богами. Сегодня все по-другому. Старость очень важна для человека, поскольку она - источник знания. Молодые могут пользоваться опытом старших, но этого почти не происходит. Мир сошел с ума, и молодость стала чем-то вроде золотого тельца. Она требует, чтобы ей помогали. Я не слышал, что надо поддерживать стариков. Но почему я должен помогать молодым? Пусть они сами справляются. Искусство безжалостно. Никто никому ничего не гарантирует.

- Программа польских фильмов на этот раз поразила обилием ненормативной лексики.

- Да, эта проблема существует у нас не только в кино, но и в театре. Есть зрители, которым трудно воспринимать мат. Я считаю, что если иначе нельзя выразить свои мысли, то надо выругаться. Мы же ругаемся в жизни. Я и сам начал рано использовать матерные словечки. Кино старается быть как можно более реалистичным, отсюда и соответствующая лексика. Но я не оправдываю это явление, просто пытаюсь пранализировать ситуацию. Довольно часто такого рода уловки напрямую связаны с деньгами, возможностью заработать. Современного зрителя не всегда ведь привлечешь «Ричардом III”. Мы вместе с дочерью играли в пьесе «Доказательство» Дэвида Оберна. Кшиштоф Занусси ставил ее у вас в Молодежном театре. Он приходил к нам на премьеру в Варшаве, а потом сказал, что мы много ругаемся на сцене. Но мы ничего не придумали, а только перевели текст. Стоит ли делать литературу мягче, чем она есть? Можно же просто не приходить в театр, если тебя что-то раздражает. Сам я отношусь к людям, говорящим на хорошем польском языке. Увы, многие поляки говорят теперь на плохом польском языке. Когда я сижу в своем директорском кабинете, мой язык совсем не тот, о котором я мечтаю. Иногда приходится использовать язык кухни.

- После многих лет отсутствия, вы вернулись в Польшу. Не чувствуете себя чужим?

- Я проработал в «Комеди Франсез» 20 лет и 33 года прожил во Франции. Я стал третим иностранным актером в труппе этого театра. В свое время там готовилась играть российская актриса Алла Демидова. Но 15 янвавря 2013 года я сложил свои полномочия. И стал директором Польского театра в Варшаве.То, о чем вы спросили, существенный для меня вопрос. Если бы я не верил в смысл своего возвращения, я бы не вернулся. Мне и раньше предлагали занять директорское кресло в целом ряде учреждений культуры. Теперь, когда прошло 20 лет на французской сцене, я почувствовал, что могу передать что-то важное своим соотечественникам Эти доводы оказались для меня достаточными, чтобы я решил вернуться в Польшу и не продлять контракт в «Комеди Франсез». В Польше театр играет более значимую социальную роль, нежели во Франции. Замечательный французский театр является развлечением в лучшем смысле слова. Французская демократия позволила французскому обществу далеко продвинуться в социальном плане, но тем самым отняла у театра определенные возможности. .Если кто-то хочет протестовать, то выходит на на улицу, вступает в какую-то партию, а не отправляется в театр в поисках правды. В традициях польского театра — с чем-то бороться. Я борюсь за классический репертуар. Одно из направлений деятельностит театра, который я возглавляю, - просвящение народа. Мне интересны Софокл, Шекспир, Ибсен, Чехов, а не только проявление собственного «я». Для молодых творцов важнее выразить самого себя.

- А как вы оцениваете уровень современных актеров?

- Актерам приходится зарабатывать на жизнь, участвуя в рекламе, не в самых стоящих проектах. Но если благодаря этому кто-то из них может обеспечить своему ребенку хорошее образование, что тут скажешь? Мы - не миллинеры. Мне тоже деньги очень нужны. Не знаю, как бы сам поступил, от чего бы смог или не смог отказаться, если бы получил предложение, за которые пообещали бы солидные деньги. Энтони Хопкинс, Джек Николсон, Роберт Де Ниро — для меня образцы в искусстве. Но игра многих актеров оставлят желать лучшего. Где сегодня артисты уровня Тадеуша Ломницкого? Что-то изменилось в нашей жизни. Театр в Польше превратился в театр преимущественно режиссерский. Должен вам сказать, что русские актрисы глубже польских. Я видел в Москве спектакли в постановке Кирилла Серебренникова, и Сергея Женовача. Потрясающие режиссеры!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру