Хабенский сыграл географа, пропившего глобус

Только в "МК" - неизвестные детали конкурсной программы "Кинотавра"

24-й «Кинотавр» объявил участников всех своих конкурсов и назвал членов жюри. Председателем жюри основного конкурса назван режиссер Александр Митта, которому недавно исполнилось 80, но в нем бурлит такая творческая энергия, которая многим молодым и не снилась. В общем, мэтров на кинофестивале в Сочи в этом году будет всего два. Митта и Говорухин. Станислав Сергеевич дал свою новую картину «Weekend» с Максимом Матвеевым в главной роли убийцы поневоле на открытие «Кинотавра». Алексей Учитель свою «Восьмерку» по одноименнной повести Захара Прилепина еще не закончил, зато делегировал в основной конкурс двух своих учеников — Юрия Быкова с фильмом «Майор» и Таисию Игуменцеву с лентой «Отдать концы». Они приедут на Черное море с Лазурного берега — после показа на Каннском фестивале.

Только в "МК" - неизвестные детали конкурсной программы "Кинотавра"

Но выбирать фильмы из массы присланных на участие, как говорит программный директор ОРКФ «Кинотавр» Ситора Алиева, было далеко не всегда так легко и приятно, как с представителями студии Учителя «Рок». Наоборот, по сравнению с прошлым годом резко увеличилось количество работ, состоящих из одних клише. Причем, как в жанровогом кино, так и в том, что претендует называться авторским.

- Очень много непрофессиональных необдуманных лент пришлось посмотреть, - заявила «МК» Ситора Алиева. - Из 69 присланных для отбора картин рассматривать серьезно можно было только 30. Все остальное: телемувики, самопальное кино и как бы снятое профессионалами, но по лекалам, состоящее из стереотипов и с предсказуемым сюжетом.

- Но ты все равно все досматриваешь до конца? Нет желания после первых же кадров подобных работ выключить или поставить на ускорение?

- Я все смотрю. Мне всегда нравилось, что молодые никому не известные люди присылают нам свои фильмы — доверяют свои дебюты. Но, увы, чаще всего, они не способны внятно пересказать историю, найти свой способ ее изложения.

- А было ли желание с кем-то поработать, докрутить, как в прошлом году случилось с победителем «Кинотавра» фильмом «Я буду рядом» Павла Руминова. Ведь это ты же его уговорила, посмотрев телесериал на этом же материале, сделать из него полнометражную картину.

- Такой возможности в этом году и не было — фильмов несли много, времени на них было очень мало. Самое главное, всегда интересно — о чем, откуда берется история, в каком ключе она рассказывается. Тенденция нынешнего года — внимание переключилось на личную жизнь, исповедальные истории, поданные смело, без внутреннего цензора. Яркий пример — дебютная лента Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Интимные места», в которой играют Юрий Колокольников, Юлия Ауг, Олеся Судзиловская.

Она снята на таком уровне откровенности, какой в российском кино еще не было. Это истории жителей мегаполиса, каждый из которых по-разному трактует свободу личной жизни, не боясь запретов — ни общественных, ни личных. Другой режиссерскй дебют — продюсера Максима Панфилова «Иван сын Амира» - тоже откровенная история любви и взаимоотношений одной женщины, которую сыграла звезда польского и теперь уже российского кинематографа Каролина Грушка, и двух ее мужей.

В роли одногого из них — Дмитрий Дюжев. История любви есть и в «Диалогах» - дебюте Ире Волковой, продюсером которого стал Сергей Сельянов. Смотря ее, понимаешь, что это глубоко личная история, разбитая на новеллы: отношения с родителями, отношения с мужчинами, с самой собой. В «Диалогах» яркий актерский состав — Владимир Меньшов, Евгений Стычкин, Агния Кузнецова, Ольга Сутулова, Евгений Цыганов, Мария Шалаева, Александр Яценко. А в картине Юсупа Разыкова «Стыд» есть жизненная трагедия женщин, чьи мужья погибли на подводной лодке, и они остались жить одни на краю земли, в маленьком военном гарнизоне далеко на Севере. Это крайне редкий случай картины высокогуманной. Причем, показано это на частной истории одной женщины.

- А качество за темой поспевает?

- Безусловно, да.

- Почему в этом году у вас так много лент, уже показанных на других фестивалях и которые успеют побывать еще где-то перед «Кинотавром»?

- Их видели только заграницей. Это нормально. Большая постановочная картина с самым большим бюджетом из всех конкурсных лент Бахтияра Худойнозарова - три года съемок в песках - «В ожидании моря» с Егором Бероевым в главной роли открывала последний Римеский фестиваль. «Разносчик» молодого режиссера Андрея Стемпковского был в Роттердаме. «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко участвовали в основном конкурсе Римского фестиваля, в Висбадене получили два приза, которые крайне редео совпадают: приз зрительский симпатий и приз кинопрессы ФИПРЕССИ.

«Небесные жены...» - тоже, кстати, фильм, состоящий из частных историй — 23 новеллы о марийский женщинах, снятые на марийском языке. И тут тоже много эротики. Сам режиссер называет свою работу «фильмом-орнаментом, фильмом-календарем, новым марийским Декамероном». А картина Юрия Быкова «Майор» не прошла отбор на Берлинский фестиваль, зато за нее неожиданно ухватились в Каннах - взяли в «Неделю критики». Обычно в этой программе оказываются картины совершенно иной стилистики. «Майор» - картина, снятая в энергетически мощных ритмах американского кино, так же смонтированная.

И к тому же, самая смелая по содержанию — в социальном плане - на сегодня в нашем кино. (По сюжету у майора полиции рожает жена и он, мчась к ней в роддом, сбивает на смерть мальчика на пешеходном переходе. Его попытка скрыть преступление приводит к новым смертям. Юрий Быков называет своего главного героя Дьяволом, Мефистофелем, Воландом. - Е.А.)

- Социальные проблемы — вторая тенденция этого года?

- Да. Мощный пример — дебютная «Жажда» Дмитрия Тюрина о человеке, пришедшем с кавказской войны, о том, как трудно ему адаптироваться в мирной жизни. Социальная составляющая сильна и в фильме Александра Велединского «Географ глобус пропил». Это редкая в наше время экранизация современного произведения — достаточно громкого романа пермского писателя Алексея Иванова. Снималась на родине автора. Константин Хабенский сыграл в ней главную роль — учителя географии местной школы. Считаю, что это одна из его самых лучший ролей.

Всего в основном конкурсе 11 игровых картин и одна документальная - «Труба» Виталия Манского — о жизни людей, связанных газовой трубой, проходящей через их страны. Фестиваль пройдет со 2 по 9 июня.