Ватикан дебютировал на Венецианской биеннале

Современную трактовку «Книги Бытия» рассмотрел «МК»

Папское государство впервые участвует в Венецианской биеннале и, как и следовало ожидать, посвятило свой проект «В начале…» фундаментальным темам. «Созидание», «Разрушение» и «Воссоздание» - так озаглавлены три раздела павильона, официально открывшегося 31 мая. «МК» оценил масштаб проекта.

Современную трактовку «Книги Бытия» рассмотрел «МК»

На Венецианской биеннале в этот раз участвуют 88 стран, их них 10 – впервые, но особый интерес представляет национальный павильон Ватикана, который своим дебютным участием в арт-форуме решил показать, что не отказывается от давней традиции покровительства искусству.

Павильон Ватикана начинается с легендарных образов, созданных великим Микеланджело пять веков назад в Сикстинской капелле. Черно-белая фигура Адама, рука которого тянется к Богу, его лицо и змей-искуситель – такие фрагменты фресок, иллюстрирующие сюжеты из «Книги Бытия», в исполнении римского художника Тано Феста предваряют трехчастную экспозицию Ватикана.

«Созидание» начинает в темноте. В центре зала переливается всеми цветами радуги световая инсталляция миланской арт-группы Studio Azzurro. Вокруг нее расставлены черные экраны, почти сливающиеся с темными стенами зала. В этих экранах «заточены» люди: они словно призраки, отделенные от зрителей стеклом, бродят из угла в угол. Они погружены в себя, как и большинство современных людей, занятых решениям сиюминутных проблем. Но стоит прикоснуться к экрану и один из персонажей отделяется от призрачной толпы, встает перед тобой, начинает водить по стеклу руками и разговаривать со зрителем. Кажется, только что ты наблюдал за тенями, а теперь перед тобой реальный человек. И в этот момент оживления тени вспоминается фреска «Сотворение Адама», тот самый жест, которым Бог подарил Адаму душу и жажду познания.

Трактовка «Книги Бытия» на Венецианской биеннале

Трактовка «Книги Бытия» на Венецианской биеннале

Смотрите фотогалерею по теме

Следующий зал «Разрушение», напротив, залит светом, ярко освещающим пугающие черно-белые снимки Йозефа Куделки – бесстрашного чеха, который в одночасье превратился из театрального фотографа в военного. Это случилось 21 августа 1968 года, когда советские танки вошли в Прагу. За эти снимки, где зритель «видит человеческую судьбу на срезе эпохи, а не просто живую фигуру среди обломков» (как говорил сам автор), Куделка получил премию Роберта Капа. Позже фотограф не раз обращался к панорамной съемке разрушений: снимал обломки Берлинской стены, руины Бейрута и последствия бомбардировок Югославии. На выставки представлены кадры из разных военных точек, но совершенно не важно, где были сняты эти руины, важнее, что они показывают страшнейший порок человек – тягу к агрессии, разрушению и убийству. И в этот момент вспоминает змей-искуситель, встречающий зрителей на входе в павильон, тот самый злой гений, толкнувший человека на грехопадение.

За «Разрушением» следует «Воссоздание» - заключительный зал павильона Ватикана пугает и потрясает. Здесь представлены гигантские полотна американского художника австралийского происхождения Лоуренса Кэролла. Все они желтовато-белого цвета и напоминают стены многих венецианских домов, кажется, веками ждущих реставрации. Присмотревшись можно обнаружить, что одно из полотен на самом деле – лед, помещенный в прозрачный пластик. Над созданием этого технологического шедевра работала целая группа инженеров. Чтобы поддерживать температуру картины, за стеной спрятана огромная система охлаждения. Полотно напротив увешано лампочками, а еще одно – веткой и засохшим букетом кремовых роз. Хрупкость и монументальность читается в этих работах. Тоже чувствуется в образе Адама, написанного Микеланджело и перенесенного в Арсенале Тано Феста.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру