Параджанов в зрачке Брежнева

Шарлю Азнавуру подарили дом в Ереване

Главное событие юбилейного X кинофестиваля «Золотой абрикос» — приезд знаменитого французского певца армянского происхождения Шарля Азнавура. Этого события здесь ждали долгие годы. На площади его имени, перед кинотеатром «Москва» заложили звезду едва ли не главного армянина всех времен и народов.

Шарлю Азнавуру подарили дом в Ереване

Азнавуру – 89 лет, и предпочитает не делать лишних движений. Даже награду – фактически за жизнь, за то, что он есть на этой земле - ему вручали не на сцене, а прямо в зале. А на следующий день вслед за наградой Азнавуру подарили целый дом – огромный, в самом центре города у знаменитого Каскада. А вечерами показывали фильмы с его участием, в частности «Арарат» Атома Эгояна – знаменитого канадского режиссера, уроженца Египта армянского происхождения и бессменного президента «Золотого абрикоса». На ереванском коньячном заводе есть аллея Шарля Азнавура. Она составлена из бочек с коньяком. Тут же установлен бочонок, украшенный армянскими и азербайджанскими флагами (единственный флаг на всю Армению), который вскроют, как только будет улажен конфликт между этими странами по поводу Нагорного Карабаха. Это родина Романа Балаяна. Там он родился и до 7 лет не знал ни одного русского слова, что удивительно для тонкого толкователя русской литературы, каким он стал в кино. Роману Балаяну предлагали стать режиссером картины «Параджанов», которая закрывала «Золотой абрикос». Но он отказался, взяв на себя миссию художественного руководителя, сослался на то, что слишком хорошо знал Параджанова, чтобы взяться за фильм о нем. В итоге снята она на русском языке двумя режиссерами – киевлянкой Оленой Фетисовой и французом армянского происхождения Сержем Аведикяном, обладателем «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 2010 года за короткометражный анимационный фильм «Лающий остров» о геноциде армян. Авторы «Параджанова» поругались после того, как закончили работу, не смогли определиться, кто же из них главный. У Сержа – интересная судьба, важная для этой истории. Он родился в Армении в семье армянских репатриантов, вернувшихся в Ереван из Франции. Его предки пережили геноцид, а в 15-летнем возрасте Серж с родителями вернулся во Францию. Он хорошо знает русский язык. В Ереване к нему обращались на всех языках, и он мгновенно переключался. За два года, что снимался фильм, Серж заметно постарел.

- Я еще не отошел от роли, - рассказал Серж «МК». — Мне трудно давать оценки. Я хорошо знал Сергея. Он для меня – не легенда, поскольку я видел его в минуты, когда он был усталым и одиноким. Он всегда играл, создавал театр в жизни. И я не мог его играть, это бы обернулось фальшью. Я чувствовал, как он. Сергей мне доверял. Он говорил: «Давай, парень, я с тобой!». И я всегда чувствовал его поддержку. Он со мной до сих пор.

В картине Аведикяна и Фетисовой показано, как Параджанов снимает «Тени забытых предков», как его поддерживает в трудные дни Лаэрт, возглавлявший тогда «Арменфильм» (хорошая работа актера «Мастерской Петра Фоменко» Карена Бадалова). Параджанов представлен, как армянин, рожденный в Грузии и обвиненный в украинском национализме. Использован принцип коллажности, которым так хорошо владел сам Параджанов. Так герой Сержа Аведикяна появляется сидящим на шее у Леонида Ильича Брежнева, а то и в его зрачке. В целом же это набор популярных рассказов из жизни Параджанова, чудачеств, которые ему были свойственны, и, конечно, сцен пребывания в тюрьме, куда он попал по обвинению в гомосексуализме. Любопытно, что как раз в момент начала работы над фильмом были рассекречены тайные архивы КГБ, где сообщалось об этой стороне жизни режиссера, за которым велась слежка. В частности в фильме восстановлен эпизод с молодым архитектором Воробьевым, сыном высокопоставленного украинского чиновника, которого якобы соблазнил Параджанов, после чего парень покончил жизнь самоубийством, попав на допрос в КГБ. Дело тут же пришили Параджанову.

Председателю жюри игрового конкурса, венгерскому классику Иштвану Сабо вручили так называемый параджановский талер, какие опальный кинематографист изготавливал в тюрьме из фольги кефирных крышек, добытых в туберкулезном бараке. Ну, а жюри в свою очередь наградило «Золотым абрикосом» сербскую картину «Сердцевина» Срджана Голубовича на горячую балканскую тему.

Каждый фестивальный день заканчивался большой армянской свадьбой, иногда настоящей, справляемой по соседству в том же ресторане, где собирались гости «Золотого абрикоса». Армяне любят танцевать, особенно под «Танец с саблями» Хачатуряна, размахивая воображаемыми саблями. Где еще такое может себе позволить президент «Золотого абрикоса» Атом Эгоян и его жена – актриса Арсине Ханджян? Компанию им составляли классики мирового кино: голландский режиссер Йос Стеллинг, приезжавший с картиной «Девушка и Смерть», польский мэтр Кшиштоф Занусси, австрийский гений Ульрих Зайдль, немецкая гранд-дама Маргаретт фон Тротта, которая представила свой новый фильм, навеянный воспоминаниями о злодеяниях нацизма и концлагерях. Ежегодно на «Золотой абрикос» приезжают кинематографисты со всего мира, имеющие армянские корни. Например, Ален Терзян, возглавляющий гильдию продюсеров Франции, президент академии «Сезар». Во второй раз посетил Ереван и американский режиссер, автор сумасшедшей и культовой кинотрилогии «Каци» Годфри Реджио. На такого высоченного – 2 метра и 4 сантиметра ростом – человека невозможно не обратить внимание. Он общался с молодежью, рассказывал о том, как огромен мир, и надо учиться сохранять в нем свой голос. Изображал, как медленно ходят в Ереване и как носятся по Нью-Йорку...

Документалисту с мировым именем Артавазду Пелешяну, живущему в Москве, где его знают разве что отпетые киноманы, вручили премию Армянской апостольской церкви «Да будет свет!». Происходило это в Эчмиадзине. Каталикос всех армян мира Гарегин II лично преподнес ему награду. А вечером пришлось штурмом брать зал, где показывались короткометражки Пелешяна. Директор фестиваля – известный армянский документалист Арутюн Хачатрян в последний день представил часть своей большой работы «Бесконечное возвращение, бесконечный побег». Это рассказ об армянах, по разным причинам покидающим свою родину. Он наблюдал за своим соотечественником, живущим в России – на Камчатке, в глухой таежной деревне, в Москве, на протяжении 25 лет. Вскоре мы сможем что-то новое узнать не только об армянах, обосновавшихся в Америке и по всему миру, но и об Армене Джигарханяне, главном армянине российского кино.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру