Вагнер и Верди шумят в Финляндии на своем двухсотлетии

В живописном городе Савонлинна проходит международный оперный фестиваль

В финском городе Савонлинна в разгаре ежегодный оперный фестиваль. В этом году он разменял уже вторую сотню лет. Сто первый сезон знаменитого смотра привлек небывалое число гостей не только из Финляндии, но из других стран Европы, и конечно, из России. Вечером они слушают оперу, а днем наслаждаются природой и изучают местные достопримечательности, которых на деле гораздо больше, чем многие думают.

В живописном городе Савонлинна проходит международный оперный фестиваль
Сцена из "Макбет".

История самой Савонлинны – одного из старейших поселений в Финляндии – примечательна тем, что ее все время кто-нибудь открывал. В 15 веке это были шведы, построившие здесь один из мощнейших своих форпостов – крепость Олавинлинну. В 1803 году российский император Александр Первый, проезжая в этих местах, был поражен красотой местной природы, много восторгался и напутствовал финнов непременно развивать удивительный край. В 1912 году Айно Акте, обладательница прекрасного сопрано и первая финская оперная певица снискавшая мировую славу, открыла необыкновенное качество акустики крепости Олавинлинна и организовала здесь национальный оперный фестиваль. Будучи, видимо, неплохим бизнес-менеджером, Акте одновременно с фестивалем привлекла в город спортивные соревнования. На оба события съехалось огромное количество гостей. Днем они соревновались или болели за спорт, вечерами переоблачались в нарядное и отправлялись в крепость слушать оперу.

Спустя сто лет Савонлиннский фестиваль из национального перерос в международный, стал самым известным событием мирового уровня в культурной жизни Финляндии. Ежегодно посмотреть спектакли фестиваля приезжает порядка 60-70 тысяч человек, из них примерно 10% - иностранцы. В то время – примерно месяц – пока вечерами из-за стен Олавинлинны раздаются звуки ведущих мировых оперных партий, за фестивалем следит вся страна. Что до жителей города – кажется, оперный смотр касается каждого из них.

Нынешняя программа фестиваля отмечена операми двух композиторов-юбиляров: Рихарду Вагнеру и Джузеппе Верди в этом году отмечают свои двухсотые дни рождения — в их честь в Савонлинне дают «Травиату», «Макбета» и «Лоэнгрина». Из гостевых премьер — спектакли Михайловского театра: «Евгений Онегин» и «Бал-маскарад». Артисты в один голос признаются: выступать в столь необычных исторических декорациях – дело особенное. Например, со школы известная всем шекспировская история о чрезмерной жажде власти, изощренном злодействе и предательстве, основанная на реальных событиях, в стенах средневековой крепости смотрится гораздо более правдоподобно – пробирает до мурашек. Исполнители заглавных партий в «Макбете» - пожалуй, главной премьере смотра, — солисты из США. Стивен Гертнер и Чилла Борош потрясены собственными ощущениями: — Крепость идеально подходит для «Макбета», – считает Чилла. – Она помогает настроиться на Шекспира, который был очень точен в деталях. В таком месте дух злодейства гораздо ярче!

Живым оркестром, который в яму пробирается сквозь маленькое арочное окошко в стене, в этом вечер дирижирует знаменитый английский маэстро, по совместительству главный дирижер московской Новой оперы, Ян Латам-Кёниг. Ему уже приходилось выступать в крепости, однако не ее аутентичность поражает его прежде всего. «Больше всего меня потрясло, что все, кто имеет отношение к фестивалю, находятся здесь потому, что бесконечно преданно любят то, что делают, а вовсе не потому, что у них обязательства или контракты».

А вот другой дирижер – «Лоэнгрина» – он же художественный руководитель фестиваля – Яри Хямяляйнен – утверждает, что открыл секрет ставшей легендарной акустики Олавинлинны. «Все дело в каменных стенах. В том, что кладка такая неровная. Поэтому звук отражается более глубоко».

«Здесь, правда, приходится быстро бегать – вверх и вниз, через огромную сцену, чтобы успевать к своим репликам и ариям, – уточняет Брайан Реджистер. – Потребовалось время, чтобы привыкнуть. После Савонлинны мы, похоже, будем в хорошей физической форме». «Лоэнгрин» - вторая по значимости после «Макбета» премьера этого года. Полностью сохранив либретто, авторы современной трактовки – немецкая команда – соединили три исторических периода: средние века, когда возникла легенда о рыцаре-лебеде, эпоху романтизма, когда был написан «Лоэнгрин», и сегодняшний день, когда социальный заказ на спасителя-мессию не менее актуален, чем во времена Вагнера. Знаменитые финские аплодисменты – здесь принято не только хлопать в ладоши, но и изо всех сил топать ногами – знак высшего удовольствия. Искусство в крепости финны принимают очень искренне и на ура.

Тем временем организаторы фестиваля все большую ставку делают на российского зрителя и Россию. Кроме исторических связей, само географическое положение диктует приоритеты. «Мы хотим сделать фестиваль еще более известным в России, – говорит Ян Страндхолм, только что назначенный директор Международного оперного фестиваля в Савонлинне. – Мне всегда очень забавно: если сесть на поезд из Хельсинки – доедешь до Савонлинны за 4 часа, даже чуть больше. А от Петербурга до Савонлинны – 3 часа 36 минут. Так что мы действительно близко. Еще одна задача – вывести оперу из категории элитарного искусства».

В ожидании вечерних спектаклей публика, как и во времена Айно Акте, ищет развлечений на свой вкус. Например, можно дать уху отдохнуть от звуков оперы и послушать тишину. Сделать это хорошо на берегу любого из озер Савонлинны. Либо отправившись в специальную комнату тишины. Находится такая неподалеку – в местечке Пункахарью – в музее леса. Диорама представляет собой фото одного из заповедников Финляндии, и воспроизводит звуки леса, шум воды, голоса животных и птиц. Человеческая речь в этом пространстве – под запретом. Сегодня тихая комната – часть экспозиции музея леса Лусто. Музей входит в десятку крупнейших в стране. В нем наглядно представлена история края, для которого лес – поилец, кормилец, работодатель, и конечно, главный герой народного эпоса. Во дворе музея несколько человек по-прежнему выпиливают любимого в Финляндии животного – медведя. Во весь его богатырский рост.

На контрасте с высоким искусством хорошо смотрится народное творчество. Совсем рядом с Савонлинной, в местечке Путкинотко, когда-то жил известный финский писатель Йоэл Лехтонен. Сегодня в его честь играются отрывки из произведений. Под открытым небом клуб актеров, вышедших на пенсию, убедительно изображает жизнь своих бабушек и дедушек – Лехтонен жил в этих местах в первой трети 20 века. Каждое лето он, довольно уже состоятельный человек, интеллигент, приезжал в своей дом и становился простым крестьянином, делил с соседями непростой быт, беды и радости. Столь жизнелюбивый в творчестве, Лехтонен ушел из жизни по собственной воле. Сегодня его творчество переживает новую волну интереса, которая, как и многое здесь, связана с энтузиазмом людей, искреннее любящих свою культуру.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру