KUBANA: панк-«революция» в пыли

Недельный музыкальный «трип» на выживание с Юрием Антоновым на «полуострове свободы»

08.08.2013 в 18:49, просмотров: 5165

В среду закончился пятый, юбилейный фестиваль KUBANA, который в этом году сменил дислокацию и стал буквально опен-эйром на выживание, где спасал только мощный лайн-ап, но и он уже не так радовал из-за окружающих условий. Станица Благовещенская — почти дикие «прерии» с клубами пыли, кружащимися в воздухе, только поднимаются они не от топота копыт, как в известной скороговорке, а под ногами фанатов. В результате в горле появляется осадок, а волосы сами превращаются в дреды — настоящая панковская романтика.

KUBANA: панк-«революция» в пыли
Сергей Михалок («Ляпис Трубецкой»). Фото: пресс-служба фестиваля «kubana»

Хождения по лезвию: устояли не все

Обитателям прилегающих баз отдыха с небольшими скромными домиками еще удавалось как-то справляться, а вот жителям палаточного лагеря, покрывшегося вековым слоем грязи и пыли, было потяжелее. К середине опен-эйра публику и организаторов ждал еще один «стресс» — отмена выступления Bloodhound Gang в связи с их выходкой на концерте в Одессе, когда гитарист продел между ног российский флаг. Генеральный продюсер фестиваля Илья Островский объяснил решение запретить выступление группы со сцены, потом написал на своей странице в Интернете большое письмо Путину с просьбой это решение поддержать, а потом вдруг решил больше не обсуждать эту тему, отказавшись от всех комментариев журналистам. На этом приключения не закончились. В конце фестиваля на поле и его обитателей напала стая москитов, но по сравнению с предыдущими сложностями жизни на «полуострове свободы», москиты показались сущей мелочью.

В пыли нелегко пришлось и самим артистам. Особенно досталось солистке группы Guano Apes Сандре Насич, во время выступления которой поклонники подняли такое облако пыли, что певица выступала, прикрывая лицо рукой. При всем своем брутальном имидже и жестких песнях эта барышня известна своим трепетным отношением к условиям выступлений. Например, она не может есть перед концертом, чтобы не возникало чувство тошноты. Впрочем, на фестивале мог бы почувствовать легкий дискомфорт и самый стойкий человек.

Не обошлось без скандалов. Отмена выступления The Bloodhound Gang стало самым громким из них. В результате музыканты уезжали с фестиваля через черный вход, где, как написал в «Твиттере» губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, их закидали помидорами и тухлыми яйцами. Выходкой панки наделали много шума. В Россию, где живет внушительная часть армии их поклонников, их, скорее всего, больше не пустят, а прокуратура Краснодарского края пообещала проверить фестиваль и все другие подобные мероприятия, которые проводятся в регионе. Правда, в барах на территории фестиваля песни Bloodhound Gang продолжили крутить до последнего дня. А успокаивать публику в день, когда произошел инцидент, пришлось Александру Чаче Иванову, который играл сет прямо перед американскими хулиганами и в итоге продлил свое выступление. Впрочем, для него это было не сложно, вместе со своим «НАИВом» он показывал новую программу, презентацию воссоединенной группы, которая пять лет была в творческом отпуске и как раз вернулась на площадку с новым материалом.

Кроме Bloodhound Gang на сцену не вышла и еще одна известная команда — Scooter, но уже по причине болезни солиста. Буквально по лезвию ходили легендарные хип-хоперы Wu Tang-Clan, которые несколько раз вспоминали добрым словом Pussy Riot, скандируя название группы вместе со всем полем. Ночное шоу от этих передовиков жанра удалось, чего не скажешь о выступлении рэперов отечественного розлива Bad Balance, которые вдруг на пресс-конференции заговорили о том, что это они были основателями хип-хопа, чем вызвали ироничные ухмылки всех присутствующих. На сцене лидер группы Влад Валов, он же «Мастер ШеFF», тоже вел себя забавно и двусмысленно, неожиданно сказав прямо перед выступлением Wu-Tang Clan: «Не забывайте, что мы русские. И мы должны держаться вместе. Вы же понимаете, о чем я говорю». О чем говорит артист, публика поняла не до конца, но по поводу содержания этого высказывания могли появиться самые разнообразные мысли.

Тема революции на «полуострове свободы» была в этом году особенно актуальна — карты сложились. На фестиваль приехал масштабный «революционный» музыкальный фронт во главе с белорусским «Ляписом Трубецким» и российским Noize MC.

Главный «Ляпис» Сергей Михалок отказался и от пресс-конференции, и от общения с журналистами тет-а-тет, но сочно выступил с заявлениями со сцены, сказав, что «зовут его на подобные мероприятия не размазать сопли по подсолнечному маслу, а переступить все рамки приличия и устроить культурологический шабаш» и что он «искренне рад оказаться на фестивале в момент таких бурных событий, происходящих в стране». Рамки приличия Михалок таки не переступил — выступление не переходило за невидимые грани, а вот устроить «культурологический шабаш» ему удалось: песни с последнего альбома «Рабкор», приправленные остросоциальной поэзией, в его программах, как всегда, бьют в цель.

SKA-P: «Люди боятся наших идей…»

Зато с «МК» поговорили другие «революционеры». Например, главная мировая ска-панк-группа SKA-P из Испании. SKA-P уже 19 лет на сцене, славятся по всему миру своими левыми взглядами и песнями о правах человека, социальной несправедливости, пропагандирующими антифашизм, антикапитализм и даже легализацию марихуаны. Интервью со SKA-P проходило в бурной панковской обстановке: фоном из-за стены с бэкстейджа доносились радостные возгласы других музыкантов, которые, кажется, не на шутку разгулялись после и до своих выступлений.

— Кажется, в гримерке сейчас царит настоящий панковский праздник. А как вы проводите время до выхода на сцену?

— Все, что происходит в гримерке панков, — это тоже панк. Можно определить это словом «в умат»: мы развлекаемся, поем, прыгаем, веселимся, в общем, готовимся к бурному выходу на площадку.

— Несмотря на вашу бойкость, название SKA-P происходит от испанского слова «убегать» («escapar»). От кого или чего бежите?

— Да ни от чего на самом деле. Оно переводится именно как «побег», но нам просто нравится это звучное слово. Кроме того, оно связано напрямую с названием жанра, в котором мы играем.

— Он у вас не чисто музыкальный. Откуда тяга к постоянным переодеваниям на сцене — то костюм священника, то костюм клоуна?

— Мы показываем персонажи из песен, отражаем таким образом различные темы, появляющиеся в них. Для нас образ, содержание на самом деле важнее, чем сам жанр.

— И все-таки вы — хедлайнеры прежде всего в самом жанре. С чего началось ваше знакомство с этим направлением?

— Мы играем не чистый ска, а смешанный с другими стилями — панк-роком, фольклорными направлениями, даже с элементами тяжелого металла, возможно.

— Свой последний альбом вы назвали «99%». Что вы измеряете этой величиной?

— Как вы знаете, у нас очень много песен, связанных с политикой и социальными проблемами. И мы верим, что в мире 99% сильных и мощных людей, это народ, но при этом есть один процент, обладающий властью, который держит все в железных рукавицах. Это сама власть, это финансовые структуры, все те, у кого есть деньги в руках.

— Вопрос вокалисту Pipi: вы уже были на «Кубане» два года назад с другой своей командой. За это время что-нибудь изменилось? Как вам фестиваль сегодня?

— Я хорошо помню свое выступление здесь в то время. Не могу сказать, что произошли кардинальные перемены. Опен-эйр стал более масштабным, но все остальное осталось неизменным: жара, комары и огромное количество шума.

— А как вы оцениваете те политические явления, которые сегодня происходят в современной России? Если вы, конечно, интересовались ими…

— Для нас главное, что у Уго Чавеса были прекрасные отношения с Россией. Это то, на что мы опираемся, мне кажется, это может быть и залогом дружбы на будущее. Хотя в тех фильмах о вашей стране, которые мы видели у нас в Испании и Европе, почему-то все время показывается, что русские — плохие, но мы вообще не доверяем подобным источникам. Кроме того, нам очень приятно, что у вас нас любят, нам позволяют высказываться. В Испании это не нужно местной власти, потому что в песнях мы очень много поем о проблемах современного государственного устройства. Люди боятся наших идей. У вас же позволяют говорить.

Первый панк Ломоносов

Позволяют или нет и до какой степени — с некоторых пор большой вопрос, но есть музыканты, которые говорить все-таки не боятся. С «ЗД» пообщались и главные современные панки-анархисты из группы «План Ломоносова» во главе с актером Александром Ильиным. Самую известную его роль в кино — доктора Лобанова — вряд ли можно назвать протестной, а вот социально-политических мотивов в песнях хватает. И в последнее время эта команда очень активно набирает обороты, собирая залы в несколько тысяч человек.

— Как вам атмосфера на «Кубане»? Кого успели послушать и не пугают ли клубы пыли, в которых приходится постоянно находиться?

— Мы многих успели послушать. Очень понравилась группа Gazette… Только на рэперов не ходили: это не наша тема. А клубы пыли — это, кажется, круто, все пыхтят, еле дышат. Что касается лайн-апа — здесь очень много команд, радуют из них те, у кого звук хорошо доходит до публики, в другом случае получается как-то дохло. Есть очень сильные ребята. Паштет и Дэн, например, порадовали. Мы в этом году отказались выступать на двух других фестивалях. Здесь нам нравится тем, что это масштабный, международный опен-эйр, соединяющий большое количество музыкантов разных национальностей, играющих альтернативную музыку в разных стилях. Бытовуха немного напрягает, но с этим можно справиться. Все-таки самое главное здесь именно музыка, остальное становится вторичным.

— В текстах «Плана Ломоносова» очень много анархии. Как вы считаете, у нее все-таки должны быть определенные рамки или прелесть как раз в абсолютном их отсутствии?

— На то она и анархия, чтобы в ней не было никаких границ. Вот Ломоносов их, кстати, в какой-то степени разрушал на своем пути — дошел до Москвы, построил университет. Тут тоже есть какие-то параллели, объясняющие наше название. Мы вообще его считаем первым анархистом.

— А если рассуждать об анархии на конкретном примере: как вы оцениваете отмену выступления Bloodhound Gang на фестивале?

— В данном случае организаторы поступили правильно. Надо было выгнать их еще жестче и больнее, надо было им навалять. Они сделали очень большую глупость, грубость, к тому же пошлую. Мы хоть и анархисты, но пошлости не любим. Ребята слишком много на себя взяли.

— Саша, сейчас стало модно совмещать музыку с актерством. Почему ты тоже вдруг решил заняться этим? Удачно попал в тренд?

— Я не воспринимаю это так. Для меня вообще стало неожиданностью, что я стал заниматься музыкой, хотя на площадку привык выходить с детства. А с музыкой получилось случайно, причем в 30 лет — время, когда в голове начинают возникать уже разные странные философские мысли. В этом смысле музыка дала мне совершенно новую энергию, драйв. И вообще, всем могу сказать: ребята, если вы просто хотите стать рок-звездами ради славы или какого-то пафоса, ничего не получится. Это ложный путь. Если умеете играть — работайте и играйте ради самого этого дела, если нет, но очень хотите, — учитесь. Просто берите и работайте. Мы, кстати, сейчас немного решили изменить вектор, и следующий альбом — это будут не авторские песни, это будет целиком и полностью переложенное на музыку «Облако в штанах» Маяковского.

Banda Bassotti: «Вам полезно горькое…»

Хотя Ильин недолго выходит на площадку в качестве музыканта, такой поворот в творчестве хулиганистого и эпатажного «Плана Ломоносова» стал открытием. Но есть бунтари, которые вектор движения не меняют. Такими на фестивале были итальянские музыканты Banda Bassotti, которые совсем не похожи на многих своих традиционно романтичных соотечественников и играют совсем не песни о любви, а мощный качественный ска-панк, воспевая… российскую революцию. В разговоре с ними, правда, выяснилось, что революцию эту они явно идеализируют, впрочем, как и нынешнюю российскую власть.

— Итальянской музыке скорее свойственна любовная тематика, а вы поете о революции. Что эта за концепция, и почему она вам так близка?

— По стилю, по жанру мы всегда тяготели к рок-музыке, к альтернативной музыке. А по идее, нам всегда была близка русская революция, эта тема привлекает нас, она очень яркая и по-своему романтичная.

— Именно русская или как глобальная мировая тема?

— Скорее как какое-то глобальное дело, которое было сделано по максимуму именно в России.

— То есть вы воспринимаете произошедшие в нашей стране в начале XX века события как положительные изменения?

— Конечно, было очень много жестких перемен, смертей, кровопролития, но, знаете, нам кажется, что вашему народу полезнее есть горькое, чем сладкое. В этом смысле ваш Путин не так уж плох, как вы думаете.

Судя по тому, что говорят эти ребята, все смешалось в их подвижном итальянском сознании, но что бы там ни говорили участники итальянской «банды» и если абстрагироваться от такой острой сейчас революционной темы, фестиваль показал, что, как бы ни привыкла отечественная публика к горькому, сладкое она тоже воспринимает на ура. Ежегодная «фишка» «Кубаны» — эстрадные артисты «на закуску». В гости к панкам уже приезжали группа «Дюна» и Михаил Боярский, а в этом году на треш-огонек спеть свои песни заскочил Юрий Антонов. Приняли музыканта с неподдельной детской радостью, хотя сам артист явно не ожидал выкриков пыльных панков с поля: «Юра, мы любим тебя!» — показывающих при этом «козу». Так или иначе, но реакция еще раз доказала — любит народ и свои эстрадные корни, эту песню, как говорится, не задушишь, не убьешь. Где-то глубоко в каждом, видимо, живет свой маленький Юрий Антонов.

Гуру и шаманы

Кого с особым трепетом ждали фанаты, так это Prodigy, пионеров жанра биг-бит, которые создали свое особое звучание, смешав рейв, хардкор-техно, индастриал, брейк-бит с электронным роком и панком. На сцене эти монстры уже больше 20 лет, но продолжают «жечь не по-детски», устраивая поклонникам звуковой энергетический трип и зрелищное шоу. При этом в отличие, скажем, от юродствующего Мэрилина Мэнсона и изобретательного Тилля Линдеманна из Rammstein Prodigy не мудрствуют с образами и костюмами, они эпатируют публику самими песнями. Их композиция «Smack My Bitch Up» по результатам опроса организации PRS for Music была признана самой скандальной во всей зарубежной музыкальной истории.

Второй долгожданной командой стали System Of A Down во главе с харизматичным Сержем Танкяном, известные сочетанием в своих песнях жесткой альтернативы и армянских мотивов. Хотя музыканты с 2005 года не выпускали новых альбомов, а с 2006 по 2011 год уходили в долгий отпуск, им удалось не растерять своих фанатов.

* * *

KUBANA получилась странной и сумбурной. Несмотря на обилие качественной музыки, расслабиться и насладиться ей в комфортных и уютных условиях, кажется, вряд ли кому-то удалось в полной мере. Илья Островский не единожды говорил о том, что фестиваль стремится к европейскому уровню. Пока до таких современных «китов», как Sziget и Coachella, «Кубане» далеко: чтобы все были счастливы, гостям должна быть обеспечена инфраструктура. Первозданные времена Вудстока все-таки давно остались в прошлом. А пока встречающиеся на пыльных дорогах сюрреалистические персонажи в костюмах чертиков и ангелов, люди с плакатами «Немой укор за вчерашний хардкор» никого не удивляли и вполне органично вписывались в общую картину пыльного безумия и всеобщего ошаления.