Автор снимка года сравнил человечество с сомалийцами, ловящими сигнал с родины

Победитель World Press Photo рассказал «МК» о значении своего фото

14.05.2014 в 14:05, просмотров: 1979

Завтра в Artplay откроется выставка лучших снимков по версии самого авторитетного смотра фотожурналистики World Press Photo. В экспозиции — 200 работ, выбранные из более чем ста тысяч снимков профессионалов из 132 стран. Победителей объявили в феврале в Амстердаме. Фотографией года (а это главная номинация) был назван снимок Джона Стенмайера, запечатлевший сомалийцев, которые ночью на морском берегу близ города Джибути (столицы одноименного государства на востоке Африки) пытаются поймать сигнал, подняв вверх свои мобильные. О фотографии, покорившей жюри известного конкурса, «МК» побеседовал с его автором.

Автор снимка года сравнил человечество с сомалийцами, ловящими сигнал с родины
WORLD PRESS PHOTO

- Джон, давайте сначала о вас: как вы пришли в фотожурналистику?

- В фотожурналистику меня привела жизнь. Еще в середине 1980-х, когда мне было 20 с небольшим, и я занимался арт-фэшн-фотографией в Италии, снимая для Harper`s Bazaar, Vanity, а затем и для журнала Энди Уорхола Interview, меня временно откомандировали в Нью-Йорк. Однажды, в канун Нового года, я шел от Таймс-сквер к дому и наткнулся на группу мужчин и женщин, которые устраивались на ночлег прямо на улице. Почему-то я решил остановиться и заговорить с ними и в итоге провел в их компании всю ночь. С этого момента началась трансформация моего сознания. Возвратившись в Италию, я почувствовал, что погублю себя как личность, если буду продолжать заниматься арт-фэшн-фотографией. Я бросил все, переехал в Мадрид и стал стрит-фотографом. Вот так сама жизнь заставила меня эволюционировать в фотожурналиста. Специально я этого не планировал.

- Почему вы отправились в Джибути?

- Мне рассказали о Джибути как о перевалочном пункте для мигрантов из беднейших Эфиопии и Сомали в страны Европы. Тысячи мигрантов приезжают туда, чтобы отправиться в далекое путешествия ради лучшей жизни. Джибути с ХIХ века была французской колонией и обрела независимость только в 70-х годах прошлого века. В Джибути мы с Полом Салопеком, журналистом-исследователем, постоянно живущим там, снимали по заданию National Geographic историю «Исход из Эдема» – проект, посвященный начавшейся около 60 000 лет назад миграции наших общих предков из Африки.

- Как была сделана фотография, покорившая жюри конкурса?

- Я шел ночью вдоль пляжа по берегу Красного моря и наткнулся на группу людей, которые держали мобильные телефоны в высоко поднятых руках. Я спросил моего переводчика: «Что они делают?». Тот объяснил, что это сомалийцы, пытающиеся поймать сигнал из соседней с Суданом Сомали - связаться со своими домами, с близкими. Передо мной был символ современной миграции как надежды на лучшую жизнь и естественного желания поддерживать связь со своими семьями. Потом я неоднократно возвращался на это место. И каждый раз заставал одну и ту же картину – люди менялись, но темы телефонных разговоров оставались неизменными. Эти мужчины и женщины достигли определенной точки своего путешествия; некоторые из них готовы двигаться вперед, другие пока выжидают.

- О Джибути появляется разная информация. Правда ли, что там нищие районы соседствуют с дорогими отелями, и свободно продаются наркотики?

- В глаза там бросается контрастность жизни — с одной стороны вдоль дороги встречаются деревеньки, в которых местные жители ставят бочки вдоль дороги – чтобы в них налили пресной воды. С другой стороны вдоль побережья создается туристическая зона. Поскольку в этой мусульманской стране сложно купить алкоголь, то свободное движение наркотиков его заменяет – все жуют кат, он действует как экстази.

- Как сами полагаете, почему из тысяч снимков выбрали именно ваш – он стал фотографией года на World Press Photo?

- Наверное, потому, что эта фотография открывает много смыслов. Это и глобализация, и человечность, и использование новых технологий в жизни. При взгляде на нее зритель интерпретирует содержание, исходя из собственного опыта - кто-то видит просто людей, снимающих луну, кто-то вспоминает о своих родственниках, кому-то приходит мысли о маленьком человеке в огромном мире. Я думаю, хорошую фотографию мы выбираем также, как хороший фильм или книгу, когда мы можем открывать слой за слоем новый смысл. Эта фотография сомалийцев, пытающихся поймать сигнал с родины, – собирательный образ всего человечества, стоящего на перепутье.