Россия на пороге театрального бума?

Евгения Шерменева: «Увы, есть регионы, в которых театр не ждут. Но не публика в этом виновата»

19.05.2014 в 14:37, просмотров: 2271

...Сто тысяч слов было сказано, что не столицами едиными жив театр, страна большая и хорошо б доносить с подмостков слово мудрое до самых до окраин, но реально — в качестве целой программы — возможность широкомасштабных гастролей появилась только сейчас: этим летом Минкульт отправляет 18 ведущих театра из Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля аж в 24 региона России (едут свыше 2000 артистов и сотрудников театров). Мало того: программа «Больших гастролей — 2014» включает в себя мастер-классы, встречи со зрителями и круглые столы. О подробностях акции «МК» рассказала гендиректор Федерального центра гастрольной поддержки Евгения Шерменева.

Россия на пороге театрального бума?

— И до этого многие театры выезжали на большие длительные гастроли, — говорит Евгения Борисовна, — но масштабный системный подход к гастрольной деятельности предпринимается впервые за долгие годы. Единственное, уточню, что в прошлом году уже была пилотная программа (выделили первые пробные деньги): МХТ поехал в Иркутск и в Читу, а Вахтанговский театр побывал в Смоленске.

— А как это происходит на практике — отбираются более мобильные спектакли, в которых немного декораций?

— Понимаете, тут задача заключается как раз в том, чтобы показать максимальный спектр репертуарной политики ведущих театров. Но... конечно, мы исходим из тех технических возможностей, которые есть у принимающей стороны. Очень многое зависит от того, в каких стенах будет играться спектакль. Так что здесь много и технических, и инфраструктурных проблем. Но это все дела решаемые. Вопрос гораздо более серьезный — работа с аудиторией. Вот поэтому, помимо представлений, мы делаем и встречи с актерами, и мастер-классы, и некоторые театры привозят с собой выставки; плюс везем программу театральной педагогики и школьных уроков, а также приглашаем ведущих театральных критиков (они расскажут об истории театра, о привезенных спектаклях, — ведь не секрет, что в регионах не так много людей, которые могут писать о театре).

— К вопросу о работе с аудиторией: есть трудности с «прививанием» ей нового театрального языка?

— Дело не в этом. Есть города (например, Екатеринбург), в которые постоянно приезжают театры на гастроли, и это становится традицией. А есть города, где по 10-20 лет вообще не было ни одного полноценного коллектива. Например, театр им. Маяковского едет в Кызыл: там в последние годы лишь отдельные антрепризы работали; поэтому люди, с одной стороны, в предвкушении, а с другой мы отлично понимаем, что для них это будет серьезное испытание, — это совсем иной способ воспринимать театральное искусство. О новом театральном языке я тут даже не говорю: театры везут классические произведения, понимая прекрасно, что публику надо воспитывать долго, приучать... конечно, все театры согласовывают репертуар с принимающей стороной.

— Как финансируется программа «Большие гастроли»?

— Условия довольно жесткие, и в некоторых случаях программа привязана к тем гастролям, которые уже были запланированы... могут переноситься какие-то сроки. Но сама по себе программа очень интересная. Важно тщательно проанализировать ее итоги, чтобы понять, как планировать «Большие гастроли» на следующий год.

— Слышал от театральных директоров такую вещь: часто театрам невыгодно выезжать на гастроли, потому что в Москве они зарабатывают за это же время куда больше... В этом случае им ничего не компенсируется?

— Насчет заработка — это правда. Мы компенсируем, но, в любом случае, столько, сколько они зарабатывают в Москве, мы им платить не можем. Да театры столько и не запрашивают: ведь помимо денег, это еще и великая просветительская миссия, директора это понимают. Дело, опять же, не в этом. Есть регионы, которые хотят принять у себя театры, но не могут. А есть такие, которые и не хотят...

— Да что вы говорите?

— Ну да, им просто всё равно, неинтересно. У них никогда этого не было, и они не хотят в это влезать, чтобы не было лишнего напряжения. Вот я сейчас была в Тамбове и там как раз задали интересный вопрос: «Ну почему за счет федерального бюджета вы везете театры в те города, где это никому не нужно, а туда, где вас ждут — не едете?». Тут надо понимать главное: зрители-то не виноваты, что «нас не ждут», и наша главная задача — как раз расшевелить ситуацию в тех регионах, куда давным-давно не приезжали театры.

— Можно ли предположить, что постепенно «Большие гастроли» будут расширяться географически?

— Очень на это надеемся. Просто здесь многое связано с техническим обеспечением и состоянием театральных площадок в России. Второй вопрос — гостиницы, третий — прямые авиаперелеты, так что проблем много. Но будем их решать. А начинаем с ярославского Театра им. Волкова — он открывает 2 июня нашу программу в Казани.