Земляки Кончиты Вурст устроили в Москве «Содом и Гоморру»

Шок и негодование вызвала выставка на Солянке

19.05.2014 в 17:48, просмотров: 5438

«Ужас и позор!», «Здесь сплошные Содом и Гоморра!», «Где культура?» — это лишь некоторые цитаты из книги отзывов на выставку венской «преступной арт-группировки «Желатин» в Галерее на Солянке. Иные комментарии запрещает привести закон о мате. Возмутила публику (цитируем описание проекта) ирония «над гламуром, культом безупречного тела, кодексом поведения в публичных местах и музейными стандартами». А все это показано австрийцами до предела наглядно — крупным планом. Москвичи столь откровенного юмора земляков Кончиты Вурст совсем не поняли.

Земляки Кончиты Вурст устроили в Москве «Содом и Гоморру»
фото: Мария Москвичева

Особенно те, кто пришел в государственную галерею во время музейной ночи с детьми — в программке-то акции не было указано никаких возрастных ограничений. В самой галерее предупредительное «18+» обнаруживается, но, кажется, и старшее поколение не слишком веселят выходки «Желатина». Даже смотрительницы признаются, что стараются не заходить на экспозицию, трактовать ее смысл не решаются и только просят вслух не читать отзывы.

Заклейменная «позором» выставка о том, что «стыдно и «непонятно», начинается с хулиганского видео 17-летней давности. Съемка — любительская. Австрийцы поочередно занимаются сексом с чучелами животных за стеклом витрины музея естественной истории. В одних туфлях натирают ванну или раковину, демонстрируя свое возбужденное достоинство. Причинные места то и дело показываются крупным планом. Это видео — самое вызывающее из всей коллекции перформансов «Желатина». А на выставке 28 роликов, где австрийцы то гуляют в толпе в костюмах медведей, то играют голышом на пианино. На втором этаже галереи установлено гигантское беличье колесо — его австрийский квартет сделал специально для Москвы. Во время музейной ночи внутри его бегал человек, так что колесо вращало установленный рядом стол. На нем лежал холст, на котором во время вращения рисовали русские художники. Результат вывешен на стенах. Картинки, как и следовало ожидать, сомнительного содержания.

фото: Мария Москвичева

Реакция отечественной публики — от истерических смешков до негодования. Звезда сериала «Счастливы вместе» Наталья Бочкарева, попавшая на премьеру в музейную ночь, совпавшую, кстати, с Днем борьбы с гомофобией, теперь собирается ответить государственной галерее парадом в защиту «нормальных».

— Пора требовать толерантности к нам, «нормальным» людям, — сказала «МК» актриса. — Давайте относиться другу к другу адекватно, какими бы разными мы не были. Я же не хожу с плакатом «Я люблю мужчин!» и считаю, что секс-меньшинствам не стоит демонстрировать свои пристрастия так открыто. По-моему, это уже ущемление моих прав. Гей-парады детей в Норвегии или то, что в Америке «папа» и «мама» теперь называются «родитель 1» и «родитель 2» — это ненормально. Я не могу сказать своим детям, что бородатая женщина — норма. Как только мы признаем это — человеческий род прервется.

фото: Мария Москвичева

Словом, к европейской толерантности наша публика оказалась не готова. Не только к выходкам группы «Желатин», но и к триумфу Кончиты — ее (или его) РПЦ почти предала анафеме, а депутаты чуть не объявили персона нон грата. Впрочем, у австрийцев иные понятия о «нормах». Там провокационные акции — чуть ли не на каждом шагу.

Справедливости ради вспомним историю. Откуда, так сказать, у австрийской «колбасы» ноги растут. В 60–70-е в Австрии появилось движение венских акционистов. Отто Мюль, Герман Нитш, Рудольф Шварцкоглер и Гюнтер Брус, детство или юность которых прошли в военные годы, стали совершать ужасающие акции. В ход шли кровь, туши животных, нагие тела... Насилие демонстрировалось в самых крайних формах. Зачем — искусствоведы отвечают словами французского писателя Жана Жене: «Если хочешь убежать от ужаса, погрузись в него». Только убежать не удалось, эффект обратный — «отвратительный авангардизм» вошел в моду. Однако акционисты за свои эксперименты поплатились: Брус получил шесть месяцев заключения за унижение символов государства, а затем покинул Австрию, чтобы избежать второго ареста, а Мюль скрывался от полиции Западной Германии. По идее, и опыты команды «Желатин» подпадают под статью о хулиганстве — по крайней мере секс-акция в витрине, куда они, очевидно, проникли незаконно.

фото: Мария Москвичева

Судя по всему, Москва искусство последователей венских акционистов не приняла. Но дело вкуса каждого. Вопрос в другом — а чего ожидали организаторы? Аплодисментов? Или наоборот — скандала? Не понимают, что происходит в стране и не читают законов, направленных на запрещение всего без разбора — хорошего и плохого. Но неужели дирекция Галереи на Солянке не отдает себе отчет, что таким сэконд-хэндом подставляет всех, кто занимается поисками и экспериментами на территории современного искусства. Не удивлюсь, если завтра начнутся гонения на актуальных художников.