Яркого украинского кинорежиссера обвиняют в подготовке теракта

Кинокритик Кирилл Разлогов: «Олег Сенцов – талантливый режиссер, и мне показался совершенно адекватным в общении»

30.05.2014 в 21:33, просмотров: 3696

Еще какой-то год назад Олега Сенцова активно хвалила как российская, так и европейская критика, считая его чуть ли не самым ярким явлением в зарождающемся украинском кино. Хотя снял Сенцов, по сути, всего один полнометражный фильм «Гамер» в 2011-м. Но этот «Гамер» берет призы на куче фестивалей, начиная с Роттердамского. «Он доказал, что Кино в Украине есть!», — говорили об Олеге критики, ожидая следующей его работы о бандитах 90-х «Носорог». Теперь, однако, г-н Сенцов сидит в московском СИЗО по подозрению в диверсионно-террористической деятельности на территории Крыма.

Яркого украинского кинорежиссера обвиняют в подготовке теракта
Олег Сенцов

Как Сенцов ранее рассказывал о себе, никакого профессионального режиссерского образования он не имеет. Экономист. Бизнесмен. Много лет занимался киберспортом (соревнования компьютерных игроков). Как сам себя идентифицировал — «я — русский по национальности, живу в Крыму, на фестивалях выступаю за Украину; Украина — моя страна и менять ее не собираюсь». Повторяю, все это говорилось год-два назад, когда фильм «Гамер», снятый на фотоаппарат группой в пять человек при бюджете в $20 000, вызывал большой интерес на всяческих европейских форумах (из последних — «Гамер» получил призы как на Одесском, так и на Ханты-Мансийском кинофестивалях).

Мало того, фильм вышел даже в небольшой украинский прокат. Главный герой — парнишка по прозвищу Косс из провинциального городка, задается целью непременно победить в чемпионате по игре Quake. Подростковые чаяния, геймерский сленг, непростые отношения в семье... «Как я оказался в кино? — Прежде рассказывал г-н Сенцов. — С детства хорошо писал сочинения, потом статьи, пьесы, даже роман большой у меня есть. Начали в голову сами собой приходить какие-то картинки, мешали мне жить, — так что, пришлось снимать, писать сценарий».

Сенцов вообще любил повторять — «Раз мучает — надо снять». А при каком там бюджете, при каком прокате, в расчете на какого зрителя — да наплевать.

Критики оценили неожиданно хорошие (естественные) диалоги в «Гамере», а также очень органичную игру подростков, с которыми, часто и маститые-то режиссеры не умеют классно работать... а тут — с первого раза. Хотя, понятно, что тема киберспорта всегда была для Сенцова родной. Впрочем, он всегда подчеркивал, что конкретный сюжет при всей его реалистичности — это лишь инструмент, с помощью которого можно донести куда более глубокие вещи... Кстати, определенной четкой концовки у «Гамера» нет — понимай как знаешь.

«Я вам никогда не скажу, о чем картина (в чем ее смысл). Если бы я знал, то написал бы на бумажке и показал вам. Но я ведь зачем-то снимал целый фильм!».

Его принципом было «дешево снимать хорошее кино». Под это дело он организовал небольшую кинокомпанию, поначалу делал лишь короткометражки (по его словам, неудачные), ну а сняв «Гамер», стал работать над его продвижением на фестивалях и в прокате. Сначала, разумеется, Сенцова никто и в упор не замечал, однако после Роттердама процесс идентификации непрофессионального режиссера с, вполне, профессиональным кино пошел куда легче. Его «Гамера» даже окрестили «Украинской Матрицей». Фильм объехал свыше 30 фестивалей. Снимались непрофессиональные актеры (кроме одной женщины — актрисы провинциального театра). Работали все бесплатно, за идею. Всего 70 персонажей, 50 съемочных мест.

«Бюджет уходил на бензин, бутерброды и какие-то мелочи».

Следующий свой фильм Сенцов рассчитывал начать в сентябре 2013-го. Опять же — внешне это фильм про бандитские 90-е, 600 персонажей, кровь-стрельба, но внутренне про что-то совсем другое... Кстати, на «Носорог» (кличка главного персонажа) собрали что-то вроде одного миллиона долларов на двух фестивальных питчингах (деньги дали продюсеры из Германии и Франции).

Авторитетами в кино Сенцов считает (из российских) покойного Алексея Балабанова и Юрия Норштейна. «На этих людей я хочу равняться». Понятно, что широкая публика Сенцова совсем не знает (хотя молодежь, увлекающаяся киберспортом, активно отслеживала показы «Гамера» в различных клубах), однако критики не переспрашивают «А кто это?»:

— Что вам говорит имя Олега Сенцова? — Обратились мы к уважаемому киноведу Кириллу Разлогову.

— Конечно, знаю этого украинского режиссера. «Гамера» я видел, картина довольно заметная. Талантливый режиссер. Вполне состоявшийся. А что ему сейчас инкриминируется — сказать не могу.

— Можно ли сказать, что он самая яркая фигура из украинских кинодеятелей?

— А там проблема в том, что в принципе мало ярких фигур. То есть он известный, среди 2-3 других. Но снял «Гамера» за $20 000 как, в свое время, Родригес снял легендарного «Музыканта» за $7000. Так что Сенцов пользуется определенным авторитетом в кинематографических кругах; последний раз видел его в прошлом году в Одессе, с ним общался...

— И какое он производил впечатление в личном общении?

— Абсолютно вменяемого человека. Немножко, конечно, честолюбивый и сосредоточенный на самом себе, но все молодые режиссеры абсолютно такие... То есть Сенцов мог бы быть вполне перспективен и дальше. Подход у него вполне профессиональный. А на коленке он снимает или нет — значения не имеет. Это не аргумент в пользу того, что он не умеет. Но, напротив, находит способ выкручиваться...

...На этом мы вынуждены поставить точку. Никаких других подробностей, кроме сообщения на сайте ФСБ РФ о Сенцове пока нет.

«Следственным управлением ФСБ России расследуется уголовное дело в отношении Сенцова О.Г., Афанасьева Г.С., Чирния А.В., Кольченко А.А. по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 205 (террористический акт), ч. 2 ст. 205.4 («организация террористического сообщества и участие в нем»), ч. 3 ст. 222 («незаконный оборот оружия») УК РФ, осуществивших в составе террористического сообщества приготовление к совершению террористического акта - взрывов в ночь с 8 на 9 мая 2014 года самодельных взрывных устройств возле «мемориала Вечного огня» и памятника В.И. Ленину в г. Симферополе, а также поджогов офисов общественной организации «Русская община Крыма» и представительства партии «Единая Россия» в г. Симферополе 14 и 18 апреля 2014 года соответственно».