Друзья-музыканты — о Святославе Бэлзе: «Часто публика ходила на него самого, а не на исполнителя!»

Не стало Дон Кихота музыки

Известие о кончине Святослава Бэлзы в мюнхенской больнице стало для музыкальной Москвы полнейшим шоком. Кому не позвоню — да, предвидели, да уже знали о его неожиданной худобе по личным встречам и последним эфирам на «Культуре», но все равно никто и поверить не мог, что когда-то музыка настолько враз осиротеет. Ведь он почти каждый вечер вел какой-то концерт, открывал все значимые фестивали, — сам не раз был свидетелем его вынужденных ночевок в аэропортах: Бэлза постоянно перемещался, отдавая всего себя без остатка. И теперь в невероятной симфонии его жизни поставлена точка.

Не стало Дон Кихота музыки
Галина Вишневская и Святослав Бэлза.

Даже музыкант, мастерски владеющий даром красноречия, не сможет до конца в точности сказать — что же это за явление такое: Бэлза. Прав, композитор Александр Чайковский, заметивший, что Бэлза «под себя» изобрел целый уникальный жанр — внешность, голос, манеры, бабочка, обходительность, выдержанность, сумасшедше потрясающая память и... фанатичная преданность Музыке.

— Я убежден, что не только в России, но и в целом мире нет столь уникального человека, — говорит Чайковский, — к сожалению, я чего-то такого ожидал. Мы весной виделись с ним — спрашиваю: «Что это ты так похудел?». — «Да вот не знаю, ничего особенного». А в этом возрасте очень плохо, когда такие «худения» начинаются... Как-то он легкомысленно относился к своему здоровью, весь был погружен в музыку, вот бы на полгода раньше всё это обнаружить, может быть тогда...

Святослав Игоревич родился в Челябинске, «выходец» из интеллигентнейшей дворянской семьи, — наша музыкальная общественность до сих пор отлично помнит его отца — Игоря Бэлза, знаменитого профессора Московской консерватории, музыковеда. Вспоминает близкий друг Святослава Бэлзы — Нина Александровна, вдова дирижера Евгения Светланова:

— Уход Славы — целая трагедия. Потому что он незаменим. Постоянно необходим. Всегда, несмотря на известность, доступен чисто по-человечески. У него не было ни одного свободного дня, вы можете себе это представить? Помогал всем постоянно: лично я ему обязана тем, что он бескорыстно, безо всяких денег много лет вел «светлановский абонемент» в Доме музыки. Только из уважения к моему мужу — Евгению Светланову. Я в отчаянии. Только вчера с ним по телефону разговаривала. Ведь он уже 1-го должен был прилететь из Мюнхена. Набрала на мобильный — голос совсем слабый, печальный. «Когда вернусь в Москву, сразу же с вами свяжусь». И вот проходит ночь... это трагедия для всей нашей культуры.

— И что страшно — никакой замены даже близко...

— Ну о чем вы говорите: он единственный. Он от бога. Яркий эрудит, а какой слог, какое слово! Могу сказать только одно: мы (наше поколение) все-таки люди счастливые, потому что мы видели настоящее искусство. Часть которого — Бэлза.

...По любому музыкальному поводу в любой час суток можно было позвонить Святославу Игоревичу, и он обязательно, как бы куда ни спешил, находил минутку ради торжества музыки: без какой-либо подготовки, прямо сходу, причем, отличным слогом, не требующем какой-либо правки, мог рассказать сразу на полосу о Муслиме Магомаеве, Святославе Рихтере, Ростроповиче... Столько лет — и без штампов! В это невозможно поверить, но это так. У него не было «один раз выученных формул» на все случаи жизни. Он продолжал «проживать» жизнь того или иного музыканта, композитора, добавляя — в себе — к его биографии все новые неожиданные краски. Бэлза был красив, но не красовался. Природная аристократическая скромность. Он был первым музыкальным конферансье в Советском Союзе; достойно прошел через лихолетье 90-х, не «переквалифицируясь в управдомы»; остался первым и в новейшее время. Пытались подражать ему, но... простите, невозможно.

— Как же грустно, — печально говорит пианистка Екатерина Мечетина, — ну никто так не любил музыкантов как он. У каждого из нас-солистов возникало впечатление, что вот конкретно тебя он любит больше всего на свете. Такие удивительные слова находил, не стесняясь молодым и начинающим авансом делать комплименты со сцены. А это придавало нам импульс. Хотелось играть еще лучше. Мне тоже приходится в жизни вести те или иные концерты, и пример всегда брала исключительно с него. Такой красивый мужчина, статный, идеально одетый, настоящий артист при том, что по специальности он артистом не являлся (искусствовед).

Да, его артистическая стать давала профессиональным артистам фору в сто очков вперед. Цельный в своем образе. Общительный и веселый. Доброжелательный и приветливый. Никогда в нем не было звездного снобизма, хотя он был настоящей звездой. Никто никогда не воспринимал Бэлзу как «пожилого человека». Подтянутый, стильный. А о его чувстве вкуса можно и не говорить...

— Наверняка, — продолжает Александр Чайковский, — при его профессии кто-то из выступающих ему нравился больше, кто-то меньше. Кто-то ему совсем не нравился. Но по поводу каждого он находил какие-то точные благородные слова, возвышаясь над личными эмоциями. И возвышая самих артистов. И что самое удивительное — часто публика приходила именно на него, а не на тех, кто выступал. Стоишь за кулисами, секунда до начала концерта, какие-то замены, быстро говоришь ему что-то уже на выходе, впопыхах, — он, запомнив все в точности, безупречно начинает концерт!.. Вспоминаю, как несколько раз были с ним в Вологде на фестивале «Вологодские кружева», — бродили по центральной площади; там разбивали по выходным базар и Бэлза учил меня правильно подбирать керамику — все эти сделанные в монастыре чашечки... потрясающе образованный человек — знал всё!

...Его мини-лекции о композиторах, дирижерах, солистах былых эпох можно смело издавать отдельным сборником. И это не стандартные байки или анекдоты. Это зачастую, облеченная в изящные образы, глубокая суть той или иной личности. Бэлза всегда тонко чувствовал — как долго ему можно говорить со сцены. Если популярный солист задерживал концерт на полчаса, и публика слегка негодовала от ожидания, Бэлза двумя-тремя словами умудрялся снять напряжение, выступая потрясающим психологом. А теперь — кто будет психологом нам?

— Всё случилось внезапно, утром во вторник, в Мюнхене, в больнице, — говорит Денис Мацуев, он первым сообщил о смерти Мастера, — это серьезный удар. Говорят незаменимых нет — абсолютная чушь! Сейчас я не представляю себе ни телеканал «Культура», ни фестивально-концертную жизнь России без Бэлзы. Пус-то-та. Этот жанр на Бэлзе закончился. Язык не повернется назвать его конферансье. Каждый выход — это мастер-класс, введение в особую атмосферу, после его слов можно было уже не играть. Умница, эрудит, честный, бескорыстный человек. Он называл себя и двух своих сыновей (Игоря и Федора) тремя мушкетерами. И когда такие уходят — насколько пусто всё становятся...

...Музыканты уже вынашивают идею устроить особый концерт (а, возможно, и не один) в память о Святославе Бэлзе. «МК», разумеется, информационно поддержит эту акцию.

Интервью Святослава Бэлзы "МК" читайте здесь.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26540 от 4 июня 2014

Заголовок в газете: Не стало Дон Кихота музыки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру