«Дурак» не оставляет свет в конце тоннеля тем, кто не хочет его видеть. «Дурак» - о нормальном человеке, герое поневоле. О тех, которые, наверное, еще есть, но мы о них не узнаем в новостях по телевизору. Хотя этот фильм – правда. Правда во всем, в каждой детали. «Мы живем, как свиньи, и мы дохнем как свиньи, только потому, что мы друг другу никто», - говорит главный герой жене. И это тоже правда. Он понимает, что у него нет выбора. Но не все так считают. Ему, молодому парню, бригадиру сантехников, студенту-второкурснику, ютящемуся с женой, маленьким сыном и пожилыми родителями в крохотной убогой квартире, даже позволяют жить. Власти городка, который он разворошил своим требованием расселить общагу – 820 человек, где трещина по обеим сторонам девятиэтажки – как снаружи, так и внутри, где сыпется фундамент и крен уже больше 10 градусов, дают ему уйти. Мэр города, к которой он пришел на ее юбилей, даже вначале проникается (видимо, под воздействием момента и алкоголя) сочувствием к тем, кто может в любой момент погибнуть под обломками падающего дома. Она даже пытается их спасти. Но. «Никогда тут по-другому не будет». Так говорят сантехнику все – жена, родители. И мэру на ее души порывы объясняют, как себя надо вести. После того, сколько она до того наворотила, город еле дышит и так, город не заметит, что 820 человек в общаге – алкаши, старики, молодежь с косячками, сгинут. Они никому не нужны. Как никто никому не нужен. И деться некуда. И это основной лейтмотив фестиваля-2014. Об этом – в той или иной степени все, показанные до сего момента фильмы. Но картина Юрия Быкова «Дурак» - концентрация правды, прививка правды обществу, которое смотрит на свою жизнь не в окно, а через экран телевизора.
Режиссер Михаил Сегал, представивший тут в конкурсе свой фильм «Кино про Алексеева» говорил на пресс-конференции: «Ну должны же мы хоть раз в жизни сказать правду». Фраза его, как и картина – сплошное лукавство. Фильм Юрия Быкова «Дурак» - правда, больная, точная. Без экивоков и приседаний, без чернухи и розовых очков. Только художник, а не играющий в творческие игры человек, может так почувствовать и так показать нам правду. Пока даже не хочется по отдельности анализировать составляющие картины – отличную операторскую работу Кирилла Клепанова, актерские работы Артема Быстрова, Дарьи Мороз, Натальи Сурковой, Бориса Невзорова, Юрия Цурило и других, - они все на месте. Все объединены мощным режиссерским видением темы, гражданской позицией режиссера. Невозможно знать, что в головах у жюри. Хотя я видела реакцию Андрея Звягинцева – он не мог выйти сразу из зала, он был разворошен, как и мы все. Мы аплодировали, пока шли титры. Аплодировали до конца. И титр в финале – посвящается Алексею Балабанову, как продолжение фильма, как его главная точка. Балабанов никогда не снимал социальное кино, но жил только так – был свободным.
Драматургия же самого фестиваля — то, в каком порядке мы смотрели фильмы основной конкурсной программы, — как никогда оказалась достойна отдельного упоминания. Начали с «Комбината Надежда» Наталии Мещаниновой — о беспросветности существования молодежи в российской глубинке, откуда можно вырваться только ценой собственного здоровья или заплатив за это непредумышленным убийством. Причем фильм заслуживает как минимум приза за лучший сценарий. Возможно — за лучший дебют. Затем лучом света нас поддержал Иван И. Твердовский драмой из жизни детей-инвалидов «Класс коррекции». Самый вероятный, на мой взгляд, призер в категории дебютантов. Еще, если бы награждали за лучшую женскую роль второго плана, то, вне всяких сомнений, ее заслужила Наталья Павленкова, блистательно сыграв роль мамы главной героини девочки-колясочницы. Далее нас погрузили в медитативное состояние наслаждением от визуальных образов картины Александра Котта «Испытание». Режиссер, известный широкой публике «Брестской крепостью», снял кино без слов. Девочка, два мальчика и степь. Историческая основа — испытание в Семипалатинске водородной бомбы. Авторское кино в чистом виде. Безусловный лидер в номинации лучшая операторская работа (Леван Капанадзе). Вероятный претендент на приз за лучшую музыку Алексею Айги, у которого и так, впрочем, уже много наград.
А в финале нам дали-таки надежду картинами «Ч/Б» Евгения Шелякина и «Звезда» Анны Меликян. Причем заслуженное внимание публики фильм Меликян не в последнюю очередь заслужил благодаря музыке сразу трех композиторов — Алины Орловой, Анны Друбич и Игоря Вдовина. И их работа тоже, думаю, обсуждалась жюри. «Ч/Б» дебютанта Евгения Шелякина — по-настоящему доброе кино, построенное на сказочной основе: о том, как подружились молодой националист и кавказский жулик. Алексей Чадов и Мераб Нинидзе, пожалуй, достойны приза за свой неожиданный, но слаженный дуэт. История начинается с того, что националист убивает «черного» — не специально, в случайной драке. Оба оказались там с целью забрать деньги у кавказского авторитета Алхана (Сергей Маковецкий). Нурика (Нинидзе) он подставил, забрал его деньги и посадил в тюрьму. Ярослав (Чадов) пришел с друзьями отомстить за то, что Алхан стоял за фальшивой сделкой о продаже квартиры его девушке, из-за чего та осталась и без квартиры, и без денег. После убийства они пропадают с камер слежения и оказываются на катере посреди какой-то реки. Нурика назначили ангелом-хранителем Ярослава на пять дней и дали электронную игрушку с волком из «Ну, погоди!», в которой он ловит яйца в корзину (те, кому за 30, поймут, о чем речь). С ее помощью они могут перемещаться в пространстве, но точно знать, где окажутся, не могут — «кнопка западает». Несмотря на всю неправдоподобность сюжета, история увлекает, юмор веселит, настроение создается. Думаю, у режиссера большое будущее в нише качественного жанрового кино.
Известная красивыми девичьими историями — «Марс», «Русалка» — Анна Меликян новым фильмом «Звезда» поставила хорошую точку в конкурсе «Кинотавра». Как всегда, история немного сказочная, как всегда — про желание и невозможность любить, но с присущей Анне авторской интонацией. Легкой, самоироничной и серьезной одновременно. В основе сюжета снова — неожиданная дружба. Рита (Северия Янушаускайте) — красивая холеная стерва, гражданская жена замминистра (Андрей Смоляков), которая жаждет забеременеть, чтобы стать законной супругой. Маша (Тина Далакишвили) — бедная провинциалка без регистрации, мечтающая переделать себе уши, губы, грудь и ноги, чтобы стать звездой. Вместе их сводит ненавидящий одну и влюбленный в другую сын замминистра (Павел Табаков). Режиссер говорит, что полтора года шел кастинг, а утвердила она актрис в первую минуту, как увидела. Финал истории меняет всех героев, их отношения друг с другом и понимание того, зачем они живут. Добрая история с грустным концом. Надеюсь, она тоже не останется без призов. И без публики. Она этого достойна — как каждое честное кино, которое так редко попадает в наши кинотеатры.