На «Кинотавре» вспомнили о смерти

Единственная документальная картина в конкурсной программе была посвящена обитателям хосписа

 

В последний конкурсный день на «Кинотавре» показали документальный фильм «21 день» дебютантки Тамары Дондурей. Режиссер — кинокритик и искусствовед, решившая работать в неигровом кино и поступившая в мастерскую Марины Разбежкиной. «21 день» — ее дипломная работа.

Единственная документальная картина в конкурсной программе была посвящена обитателям хосписа

Еще недавно само слово «хоспис» было у нас полузапретным. Его до сих пор путают с «хостелом». Притом что любой может стать его пациентом или родственником человека, нуждающегося в помощи. 21 день — тот срок, который герои фильма могут провести в хосписе, а потом либо уедут домой, либо отправятся в мир иной. До премьеры главные герои фильма — 70-летний мужчина и 93-летняя женщина — не дожили. Но разговор здесь идет не столько о смерти, сколько о жизни. Тамара Дондурей провела в стенах одного из московских хосписов полгода, подружилась с его пациентами, так что они уже не замечали камеры. Покидая его каждый вечер, она не знала, кого застанет утром. Представлять фильм приехала в Сочи и Татьяна Друбич. Но не как актриса, а как член попечительского совета фонда «Вера», занимающегося поддержкой хосписа. В день премьеры — 7 июня — у нее был день рождения. Мы поговорили после показа.

— Удивительно, что вы впервые на «Кинотавре» и оказались здесь не как актриса, а как благотворитель.

— Да, это так, но я этому очень рада и благодарна фестивалю за то, что нас поддержали, взяли картину в конкурс. Для меня многое значит тот момент, когда позвонили мои друзья и поблагодарили за то, как ушла их мать. Когда я поняла, что начался какой-то новый, взрослый этап жизни. Смерть мы часто воспринимаем как что-то некрасивое, унизительное и страшное. Я понимаю людей, которые пытаются отвернуться от нее, не концентрироваться на этом. Родственники чувствуют себя беспомощными, осознавая невозможность помочь близкому человеку. Это самый трудный момент в жизни. А когда уходит ребенок, губы кусаются до крови. Люди, которые работают в хосписе, — самые полноценные, какие только могут быть. Они поняли что-то важное для себя, и это отличает их от других. Самое главное, что есть в картине, — это человек. Тата Дондурей продлила жизнь своим героям. Без нее они бы раньше ушли. Их держало участие в этом фильме. И как бы это ни прозвучало высокопарно, для них это был торжественный финал.

"Кинотавр" раздал призы

"Кинотавр" раздал призы

Смотрите фотогалерею по теме

— Что вы можете сделать для хосписов?

— Очень многое. В основном — это добыча средств на содержание, оплату труда сотрудников хосписа. Того, что делает государство, недостаточно. Деньги трудно просить и собирать. Мы пытаемся идти своим путем, делаем самые неожиданные проекты. Например, издаем книги. Они не связаны непосредственно с хосписами. По замечательной идее Бориса Акунину мы выпустили сборник, ради которого писатели безвозмездно предоставили свои рассказы, поэзию, публицистику. Каждый из нас делает кто что может. Если выходит новый фильм у Ингеборги Дапкунайте (а она вместе с нами работает в фонде), у меня или кого-то из наших друзей, то непременно его показываем. И собираем таким образом средства для фонда.

— В вашей работе важнее то, что вы врач по профессии или то, что вы актриса?

— Важнее всего, что я — человек. Конечно, меня сформировало медицинское образование. Я ко многим вещам отношусь иначе. У меня нет такого страха, перед смертью в том числе, который есть в других. Но то, что я актриса, повышает степень доверия.

— Накануне в картине Анны Меликян «Звезда» прозвучала фраза, что у каждого приличного человека должен быть свой фонд. Вам приходилось сталкиваться с предвзятым отношением к тому, чем вы занимаетесь?

— На данную тему много чего говорится, в том числе и глупостей. Кто-то думает, что благотворительная деятельность — это модно. Сколько голов столько умов, как говорила Анна Каренина. А сколько сердец, столько и родов любви. Я ко многому отношусь толерантно. Но это тот случай, когда цель оправдывает средства. Пошел — помог. Честь тебе и хвала.

"Кинотавр" раздал призы

"Кинотавр" раздал призы

Смотрите фотогалерею по теме

Договорить нам не удалось, Татьяну обступили люди, стали рассказывать о том, что в Москве предоставили место под строительство детского хосписа в центре, на Долгоруковской улице. И те, кто там живут, подняли шум, потому как не хотят такого соседства. Татьяна обстоятельно всем разъясняла: «Лучше, если бы детский хоспис разместили в саду, в спокойном районе. Но мы должны помнить, что к хоспису привязана выездная служба, оказывающая помощь на дому. Она не сможет выезжать из отдаленного места, преодолевать пробки на дорогах. Важна близость к метро».

Одно из главных завоеваний нынешнего «Кинотавра» в том, что, может быть, впервые так дружно наши режиссеры стали поднимать социальные проблемы, а не бежать от них. И фестиваль это зафиксировал.

 Сочи

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру